Подолец В.В. Российскую идею нужно научно обосновать.

12.10.2006 22:33 Администратор
Печать

 

В системе национально-государственной идеи, как, по-видимому, и всякой другой, центральное место принадлежит  идеалу - перспективе общественного прогресса, которая становится общепризнанной, зовёт людей к совместным и активным действиям. По крайней мере, именно такими на разных этапах развития России были идеи социализма и коммунизма, победы в Великой Отечественной войне 1941-45 гг., экономического соревнования двух социальных систем и др. Теории социального идеала и российской идеи органично связаны.

К несчастью, идеалы и планы людей по их реализации, как правило, не совпадают с реальными результатами каждого конкретного исторического действия. Поэтому, совсем не случайно, коллизии идеала и подлинных результатов развития  постоянно беспокоили человечество, философов, социологов, и политиков. Но успех этим «думам» сопутствовал редко. Одни, не сумев обрести возвышенного идеала в земной жизни, искали его в религии (Л.Н.Толстой), в «творческом эсхотологизме» (Н.А.Бердяев) и в Христовой Благодати (Б.П. Вышегородцев). Другим оказались ближе идеи коммунизма. Первые свели идеал к сугубо личностному, вторые о нём совершенно забыли, полностью подчинив его идеалу общества («раньше думай о Родине, а потом - о себе»). Между тем, каждый из них стремился убедить нас в логической безупречности своих теоретических подходов, искал для них доказательную базу.

На мой взгляд, поиски этой базы должны  ориентироваться на науку и философию. Здесь находятся те «столпы», на которые может опереться взгляд человечества в будущее, теория социального идеала и национальная идея.

Во-первых, это – диалектика.
Ох, сколько стервятников набросились на неё после распада СССР и падения Советской Власти. Им, похоже, и невдомёк, что родилась диалектика 4 тысячи лет назад и пережила сотни режимов и идеологий. Как знание и мудрость она живёт, молодеет, обновляется, поскольку бурно прогрессирует научное знание, являющееся её опорой.

 Так вот. Я бы предложил из всей  бесценных идей диалектики особо выделить две. К первой я отношу изменение трактовки основного закона диалектики. Главное здесь - в том, что разрешение диалектических противоречий в прогрессирующей системе не может, не должно носить разрушительного характера, поскольку призвано оптимизировать условия развития всех элементов системы (См.: http://ruidea04.ru/pages/a-11.html ). Ко второй – поиск ответа на вопрос: как, куда и каким образом прогрессирует та или иная система? Найти его можно в почти неизвестном и до сих пор до конца не понятом учении о диалектических противоречиях «сущности» и «существования».

Во-вторых, это общенаучная синергетическая теория «самоорганизации» - самоорганизации, понимаемой, что само собою разумеется, не в обыденном, а в научном смысле слова. В современной литературе, как правило, скудно представлены вытекающие из неё философские обобщения. А их необходимо было бы учитывать как теоретикам, так и практикам. 

В-третьих, это – социально-философская теория деятельности. Деятельность человека есть результат развития активной самоорганизации органического мира и развёртывания свойственных ему диалектических противоречий существования. Она является высшей (из нам известных), формой самоорганизации. В этом проявляется сущность деятельности, так  до сих пор и не понятая психологами, социологами и философами.

В-четвёртых, это – теория сознательного социального регулирования, о которой, конечно же, никто не слышал.  Выступаю с предложением сформулировать и обсудить её основные  постулаты.

Я не случайно назвал эти научно-философские концепции – «глыбами», «столпами»…  Только опираясь на них, можно прогнозировать будущее общества в целом,  отдельных его элементов и Земной цивилизации в целом. Только на их базе может возникнуть российская национальная идея - духовный образ настоящего и будущего развития России.

Весь дух диалектики восстаёт против социального идеала в виде законченной модели развития общества, как бы ее теоретики не называли. Такого идеала в реальной жизни достичь невозможно. Создавая его, люди заведомо заблуждаются. Их идеал, даже вдруг реализованный, завтра изменится и таковым не будет. Да, утверждая это, мы не продвинемся дальше И.Канта, но, по крайней мере, скажем правду. Социальный идеал возможен лишь как система философско-этических принципов жизнедеятельности. Признание этого вывода, к слову сказать, позволит преодолеть извечный конфликт между личностным и общественным идеалами.

Главное в этом идеале – Свобода, ограниченная Ответственностью. Перспектива, цель и лозунг России – создание  и постоянное совершенствование «Общества Ответственной Свободы»!

Во взаимодействии Свободы и Ответственности я бы выделил два аспекта.

Первый аспект - природный.

И действительно. В идее свободы отражается реальная возможность осознанного волевого воздействия людей на самоорганизацию в природе, а также на свою собственную деятельность. Самоорганизация и деятельность как ее форма – объективны, но люди могут им либо препятствовать, либо направлять на достижение вполне определенных результатов и целей. Об одном только надо помнить, что деятельность человека и объективно действующие законы самоорганизации природы находятся в постоянном противоречии.

В идее ответственности, как раз и отражено влияние на деятельность людей (социальную форму самоорганизации) внешних условий, объективных законов, или, говоря философским языком, необходимости - тех факторов, с которыми человек вынужден считаться.

Второй аспект - социальный.

Свобода - яркое и эмоциональное выражение самоуправления индивидов и социальных объединений.

Ответственность – их вынужденное или добровольное согласие подчиняться требованиям управления, изменчивым и подвижным нормам права и морали.

Центральная идея российского народа – идея свободы. И это, не смотря на то, что его менталитет и «массовое сознание» готовы призвать авторитарных вождей, опирающихся на насильственные методы управления и обеспечения общественного порядка.

Специфика российского духа – в том, что он упрямо воюет против ответственности. Оглянитесь вокруг и Вы убедитесь в этом.

Гармония свободы и ответственности – вот находящийся в движении идеал и центральное звено российской идеи, способный обеспечить оптимальное развитие общества.

Наша историческая цель, не имеющая границ во времени, – совершенствование Общества Ответственной Свободы.  Слова-то, какие? – Простые! Русские! Не то что, к примеру, -«либерализм», «популизм», «пиар», «попса» и т.п.

Ну, а признать идеал и национально-государственную идею как принцип своего поведения россияне готовы, как готовы согласиться, например, с идеей «конкурентоспособности».

В контексте сказанного, собственно российской национально-государственной идеи быть не может. Как результат добросовестных научных и философских исследований, она обречена быть общечеловеческой.  А «несокрушимая свобода» Дж. Буша, под лозунгом которой попирались общечеловеческие нормы права и морали, такая же дурь, как и особая «русская идея». Они, конечно, возможны и даже могут быть исторически оправданы, но только, как временный фетиш, отражающий специфику массового сознания, общественного мнения, заблуждений, традиций и нравов.

Земная цивилизация является единой самоорганизующейся системой. Задолго до синергетики об этом знали великие умы человечества (вспомним учение Тейяра де Шардена и В.И Вернадского о «ноосфере»). Поэтому в перспективе мировое сообщество должно стать управляемым. При этом каждые народ или нация должны иметь гарантированное право на независимость и самоуправление.

Диалектическое противоречие между самоуправлением и управлением в сфере сознательного регулирования глобальной деятельности предстоит разрешать оптимально и гармонично, в интересах сохранения жизни на Земле и прогресса человечества. «Общество Ответственной Свободы» является тем общественным идеалом, к которому объективно придут все народы, если даже будут называть его по-разному.


---------------------------------------------------------------

© Авторские права защищены. Ссылки на данный текст обязательны.

 

Обновлено 26.08.2011 16:54