К научному обоснованию темы.

Подолец В.В. Об идее вообще и российской идее в частности

09.10.2006 07:49 Администратор
Печать

Участники многочисленных дискуссий о российской идее, выступающие с критикой предлагаемых мной аргументов, часто склонны придираться к мелочам, форме изложения, и не видеть за ними их сущности. Это, к слову говоря, – общая черта всех поверхностных, односторонних подходов к оценке окружающих нас вещей и процессов.

Но я не сержусь, а просто возвращаюсь к сказанному. «Повторенье – мать учения!»

Идея – это мыслительный образ существующих в мире вещей и процессов, форм и способов, перспектив и целей человеческой деятельности. Она отражает познавательный и практический опыт людей, может быть верной или ложной, прогрессивной или регрессивной. В ней почти всегда присутствует взгляд в будущее, целеполагание и намерение действовать. «Есть идея!» - нередко восклицаем мы, и этим многое сказано.

Такой взгляд на понятие «идея» вряд ли вызовет аллергию у большинства граждан России. Мимоходом замечу, что Н.А.Бердяева, с именем которого часто ассоциируется словосочетание «русская идея», волновало несколько другое. Его интересовали «вопрос о том, что замыслил Творец о России, умопостигаемый образ русского народа, его идея». Однако, бердяевская «идея» скромно умалчивала о том, куда в этом реальном мире идти, как действовать, кому верить, на что надеяться и что любить. Вроде бы она и жила, как некий духовный феномен, внутри народа, но, в силу своей сумасбродности и конфликтности, не знала, куда забредёт сама и к чему призовёт народ.

В моем понимании, идея - это не внешний, а внутренний, не столько эмпирический, сколько «умопостигаемый» образ социального процесса, возникающий в сознании общества и относительно верно отражающий логику его собственного развития. Таковы - идеи «революции» и «реформы», «капитализма» и «коммунизма», «войны» и «революции».

Можно, правда, вести бесконечный разговор об уровне и глубине «постижения» объективной реальности этими идеями. Делать этого я не буду, но замечу, что именно с ними весьма органично и действенно была связана история народов в течение двух последних веков. Такова же, по происхождению, сути и содержанию ожидаемая обществом «российская идея».

Российская идея – это духовное знамя, за которым будут готовы следовать государство, важнейшие политические силы и гражданское общество нашей страны в целях достижения единого для них общественного идеала.

Я упомянул здесь понятие "идеал". Но, сказав «а», я должен буду сказать «б» и предложить собственную дефиницию.

Общественный идеал есть система основных (устойчивых, существенных, постоянных, повторяющихся) философских, правовых и этических принципов, которым в своей жизнедеятельности следует большинство членов общества, находящегося на конкретном этапе своего исторического развития.

Кое-кто из моих собеседников склонен считать, что может вообще обойтись без попыток разобраться в сущности российской идеи. Что ж, они свободны и, если не хотят, пусть не разбираются. Я осуждаю лишь их стремление ограничить мою собственную свободу и дать мне возможность представить своё понимание обсуждаемой проблемы.

 

......................................................................................................

© Авторские права защищены. Ссылки на данный текст обязательны.

 

Обновлено 30.06.2011 13:26