Российская идея: к поиску и обоснованию

Подолец Владимир Викентьевич

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Home Идея Ответственной свободы... Кто против? Ответы на ваши вопросы. Подолец В.В. Национальная идея. - Нужна ли она России?!

Подолец В.В. Национальная идея. - Нужна ли она России?!

E-mail Печать PDF

Вопрос этот является отнюдь не риторическим. Два десятилетия бурлит на огромном «постсоветском пространстве» «перестройка». В сфере политической кое-где срывается на путь крайнего национализма. Кто только не кричит сегодня о свободе, независимости, самобытности и исключительности своей нации или национальности, не винит в своих бедах (вспомним М. Саакашвили и некоторых современных политиков Прибалтики) представителей других народов.

Должен напомнить, что не Россия первой подняла флаг «полной независимости» и «суверенитета». Интернационализм и братство народов глубоко засели в российской душе, и она снисходительно прощала их оплату из своего нищающего кармана. Однако, историческая грандиозность происходящих в стране событий, «шокирующие» перемены во внутренней жизни и геополитической обстановке поставили и перед ней, наконец, вопрос о сущности и содержании национальной идеи.

Почти каждая из новых общественно-политических сил в стране нет-нет, да и столкнётся с этим вопросом. Путин В.В. в выступлении перед своими доверенными лицами накануне Президентских выборов 2004 года не преминул специально высказаться по этой теме. «Конкурентоспособность» во всех областях жизни – экономической, политической и других – вот, в чём видит он смысл «национальной идеи». Подчеркнув, что такой он видит российскую идею именно «сегодня», точки он не поставил. А через некоторое время прямо задал вопрос Сергею Капице, которого принимал в Кремле: «Где национальная идея?». Увы, блестящий естествоиспытатель не смог ответить на этот вопрос, хотя, во-первых, пытался; а, во вторых, не отрицал правильности постановки вопроса.

Я склонен утверждать, что так называемая «русская идея», тем более опирающаяся на экстремистские лозунги и военизированные организации, нашему многонациональному народу не нужна. Опасно вести речь о ней в стране, представившей свою огромную территорию почти двум сотням самых разных национальностей.

Конечно, «русская идея», тем более на почве неправедного обогащения немногих, бегства капиталов заграницу, экономических и бытовых проблем, возмущений граждан размороженными коммуникациями и невыплаченным заработком, засильем «южан» в коммерческих структурах, рыночной торговле и т. д., возникнуть может. Однако её носителями в политике, скорее всего, будут национализм и великодержавный шовинизм, сопровождаемые благозвучным аккомпанементом оговорок о вечной любви к другим народам.

Если же вспомнить об истоках популярного сочетания слов «русская идея», то их можно обнаружить в работах известного российского философа, писателя, публициста Владимира Сергеевича Соловьева (1853-1900 гг.) и в одноимённой работе Николая Александровича Бердяева (1874-1948 гг.).

Бердяев Н.А. увидел корни «русской идеи» в «творческом эсхотологизме». Кто помнит теперь, а что это, собственно, означает? Я уверен, что в наши дни большинство россиян не столь религиозны и философски озабочены, чтобы вернуться к покрытым мощным теологическим налётом бердяевским суждениям. Да и действующий политик, как мы постоянно наблюдаем, ищет в национально-государственной идее отнюдь не глубоких теоретических обоснований. Ему нужны практически ценные, ясные и эмоционально привлекательные лозунги, способные сплотить постепенно выбирающуюся из состояния духовного смятения нацию.

Размышляя о российской идее, нельзя не учитывать того духовного раскола, который поразил наше общество в период так называемой «шоковой» экономической терапии. Коснулся он даже наиболее консервативной части научной и философской интеллигенции. Кое-кем буквально в одночасье было отброшено идейное наследие советского прошлого. А в нем, между тем, присутствовали настоящие кладези ценных мыслей.

Естественнонаучники, социологи, политики, средства массовой информации с едким скепсисом стали относиться не только к «составным частям», но и к «теоретическим источникам» марксизма. «Взрывчатый динамизм русского народа», «русский нигилизм» и «русский анархизм», о которых в свое время говорил Н.А.Бердяев, снова ввергли нас в пучину нелепых крайностей. «Ломать,- как говорят, - не строить». Уничтожили старую идейную основу общества, забыв предварительно предложить строго обоснованную и выверенную новую.

Кое-кто из современных теоретиков и политиков напрочь забыл, что на уровне эмпирического опыта, эмоциональных всплесков и догадок никакой «русской», «российской» или иной национальной идеи «не сваришь». Но уподобиться хозяину, который «зажигая огонь, …наполнял свой дом дымом, но не озарял его светом», вполне сможешь. Тут я процитировал слова П.Абеляра – мыслителя очень известного.

Между тем, я – лично, диву даюсь, как некоторые из наших современных теоретиков и политиков, закончив ВУЗы и защитив диссертации, в одночасье забыли, что именно наука и философия давали всегда и предлагают сегодня, почти всё для того, чтобы заложить основы, понять сущность и содержание российской, да и не только российской идеи.

Меня, и не только меня, беспокоит одно внутреннее убеждение. Выражаемое кое-кем пренебрежение к теоретическим основам национальной идеи сегодня ещё может «сойти с рук», пройти незаметно и, как может показаться, безболезненно. Но – только сегодня. Только – временно. Метаться в штормовом океане мировой цивилизации «без руля и без ветрил» и опасно и слишком расточительно. Можно однажды нарваться на рифы. Так уж не раз было.

А что касается сущности и содержания национальной идеи, то, на мой взгляд, вполне обыкновенный и не лишённый здравого смысла гражданин нашей страны склонен к восприятию, скорее всего, общероссийской идеи. Ну, а уж если волей судьбы он оказался теоретиком, то, как чёрт от ладана, должны бежать от особой русской идеи, поскольку требование конкретности истины должно быть ему известно. В истине, как и во всякой ценной идее, отражается именно данный момент развития вещи или процесса. Российская идея, если она искренне склонна претендовать на своевременность и жизнеспособность, не является исключением.

К слову сказать, в своё время идея (а лозунг – это идея): «За Родину! За Сталина!» - прекрасно выражал сиюминутные потребности воюющего за свою свободу народа и работал не плохо. Нельзя не признать, что большинством народа в свое время была воспринята коммунистическая идея. И, как не крути, вокруг нее вращалась жизнь половины человечества более столетия.

Итак, нужна ли России общенациональная идея? – Нужна! Нужна, как глоток свежего воздуха в покрытом смогом мегаполисе. При этом, она должна быть строго теоретически обоснованной, связанной с деятельностью людей и направленной не только на удовлетворение потребностей сегодняшнего дня, но и на поиск отдаленных жизненных ориентиров.

Российская идея для нашего общества - это не просто научное определение тенденций его развития, но и фактор, мобилизующий граждан на достижение общезначимых целей.

Словно набатный колокол должна она звать к активным, созидательным действиям. И слышать её на бескрайних просторах нашей страны должны «и стар, и млад». Лишь в этом случае сможет она стать по-настоящему стабилизирующим и побуждающим к активной деятельности духовным фактором.

http://www.otkpblto.ru/index.php?showtopic=5973&st=60

Обновлено 30.03.2011 14:45  

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поделись с другом


Баннер

Случайная новость

 

И смех и грех! - Американец пожаловался в полицию на качество услуг проституток.

- Вот сообщение со стр. http://wikinews.com.ua/page/index.html/_/fun/amerikanec-pozhalovalsa-v-policiju-na-kachestvo-uslug-prostitutok-r7079

26-летний мужчина позвонил в полицию и попросил наряд прибыть в гостиничный номер, где находился он сам. Он объяснил стражам порядка, что разместил заказ на интернет-сайте службы эскорта, но ни одна из двух прибывших женщин не соответствовала описанию, по которому он выбирал временную спутницу.

Клиент заплатил женщинам 160 долларов, но вскоре передумал и потребовал вернуть ему деньги. Те объяснили, что не практикуют возврат гонораров, и уехали.

Мужчина так расстроился, что решил пожаловаться на женщин, но был арестован по обвинению в покровительстве проституции.

В соответствии с законодательством штата Канзас посещение публичных домов или заказ сексуальных услуг считаются незначительным нарушением закона, менее значимым, нежели собственно проституция или сутенерство.

Как сообщалось, житель шведского города Эслев пожаловался в полицию на качество употребленного им гашиша.

К чему это я!? - Следуя примерам США и Запада бездумно и некритично, мы уже прихватили эту заразу под названием "неприкрытая проституция".

"К чему девице учиться, коль можно мужиком насладиться?"