Российская идея: к поиску и обоснованию

Подолец Владимир Викентьевич

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Home Идея Ответственной свободы... Кто против? От теории идём к практике. Спорим, дискутируем. Подолец В.В. Ограничивают ли корпаративный интерес и гражданский долг нашу свободу?

Подолец В.В. Ограничивают ли корпаративный интерес и гражданский долг нашу свободу?

E-mail Печать PDF

Вопросы  ИнфАнА:

1. «Ограничивает ли Ваше РАВЕНСТВО между ответственной свободой и самоуправлением такие интересы личности как выгода и удовольствие требованиями гражданского долга?»

Всего в нескольких Ваших словах много непростительной для философа путаницы. Дело в том, что равенства между ответственной свободой и самоуправлением я никогда не ставил и, по логике вещей, делать этого нельзя. Ну не может быть равенства между  фундаментом и строением, на нем воздвигнутом.

 

 Связь – есть! Равенства – нет!

 Самоуправление    -  объективно присущее, хоть и субъективно переживаемое свойство индивида, личности, гражданина. Одним из самых ярких внешних проявлений самоуправления является свобода - стремление без насилия со стороны, принять и исполнить какое-либо решение. Я уже вспоминал здесь точку зрения Дж. Локка. По его мнению, свобода - это возможность начать, остановить и продолжить то или иное действие (я бы добавил – без ожидания возмездия).

Итак, самоуправление    реально присущий человеку   атрибут. Свобода   же, как и ответственность  есть субъективно воспринимаемые разумом, эмоционально переживаемые человеком  и социальными общностями   возможности и пределы,  за которые способны, или не могут  простираться  их интересы  и  действия. Поскольку Вы заговорили о юридической стороне дела, это должно быть понятно Вам лучше, чем кому-либо другому.

Я рассматриваю «принцип ответственной свободы» как подвижную и постоянно наполняющуюся новым содержанием  гарантию и одновременно  ограничение   «естественных», как Вы выразились, интересов личности. 

«Естественные» интересы человека как «животного существа», общество всегда ограничивало, ограничивает, и будет ограничивать.  Начав считаться с этими ограничениями (посмотрите на логику развития ребенка во взрослого человека), биологическое существо превращается в существо социальное,  то есть  - в личность.

Вы хотите достичь «выгоды» и «удовольствия» (обратите внимание, что первый интерес имеет   социальную,  а второй -  естественную   природу)?  - Пожалуйста! Сколько угодно. Но только в тех границах, тех рамках, которые определены правом, моралью, общественным менталитетом, обычаями,  традициями и т.д. Общество, хотите Вы того, или не хотите, через социальные институты и  формы общественного сознания быстренько, а иногда и плетью, напомнит Вам, что свобода должна быть ответственной.

Закономерный вопрос, а кто определит меру, параметры того и другого?

Ответ!  - Только время, только конкретно историческая обстановка, только уровень развития культуры (в широком смысле слова),  массового сознания, морали и права.

В первобытном обществе эти феномены проявляли себя «естественно». Позднее их взяли под контроль государство и разные формы религии. Только теперь государство постепенно учится формировать право вместе с обществом, гражданами своей страны. Меру свободы и ответственности они определяют, постоянно споря, скандаля, советуясь, идя на компромиссы и избегая (эту необходимость пора бы понять всем) открытых конфликтов. Но удаётся это не всегда, и тогда в обществе начинаются взрывы разного рода: бунты, путчи, смуты, восстания, революции, войны…

2.  «Является ли нарушением  принципа свободы личности добровольный, временный её отказ от свободы воли (подчинение производственной или воинской дисциплине к примеру)?».

Ответ: Помилуй бог! Если Вы добровольно отказываетесь от своей свободы, кого же Вы можете за это винить? Другое дело, что в Вашем вопросе чувствуется скрытый подтекст: «Голод – не тетка!» Я прав?

Поэтому,  я и говорю о конкретно – исторических параметрах соотношения Свободы и Ответственности, а в идеале – о поиске   оптимального и гармоничного разрешения противоречия между ними. В Саудовской Аравии, США или в каком-нибудь африканском племенном союзе,  понятия «гармонии» и «оптимальности» будут наполнены особым, сугубо специфическим содержанием.

Вы задумывались над тем, какие духовные  силы (внутренние или внешние) заставляют идти на преступление террориста-смертника? - Да он живёт в  обществе, которое считает его преступление подвигом. Этому обществу на «естественные интересы личности», о которых Вы вспомнили, попросту на-пле-вать! Ему наплевать на человеческую жизнь, которая не хочет (или, наоборот, жаждет) подчинить себя социально-религиозной идее. Параметры свободы и ответственности там совсем другие, чего, к слову сказать, не понял Дж.Буш – младший.

3. «Не кажется ли Вам, что "личностный идеал совпадает  по своей сущности с общественным" только в том случае, если приобретает форму аналога корпоративного интереса»?

Ответ: Вы были бы совершенно правы, если бы не вкладывали в понятие «корпоративного интереса» негативного содержания. Действительно, аналогия здесь явная, если мы под корпоративным интересом будем понимать интерес  всестороннего развития, как личности, так и общества, которое, если хотите, возвышает человека до Бога.

Принцип «ответственной свободы» - это субъективный принцип. Но от века к веку он наполняется новым содержанием.

Может быть, задать ему некоторые  частные, конкретные и вечные параметры?

Каждое время, каждый народ делают это периодически. Но все крутится вокруг заповеди, превращенной И.Кантом в «категорический императив»: «Не делай того ближнему своему, чего не хочешь, чтобы он делал тебе».

Не кажется ли Вам, что между категорическим императивом И.Канта и принципом ответственной свободы существует органическая связь?

С уважением, ВВП.

-------------------------------------------------------   

© Авторские права защищены, ссылки на данный текст обязательны.  

 

Отредактировал ЛАД , дата: 15-8-2004,09:53

 

Обновлено 11.09.2011 08:59  

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поделись с другом


Баннер

Случайная новость

 

И смех и грех! - Американец пожаловался в полицию на качество услуг проституток.

- Вот сообщение со стр. http://wikinews.com.ua/page/index.html/_/fun/amerikanec-pozhalovalsa-v-policiju-na-kachestvo-uslug-prostitutok-r7079

26-летний мужчина позвонил в полицию и попросил наряд прибыть в гостиничный номер, где находился он сам. Он объяснил стражам порядка, что разместил заказ на интернет-сайте службы эскорта, но ни одна из двух прибывших женщин не соответствовала описанию, по которому он выбирал временную спутницу.

Клиент заплатил женщинам 160 долларов, но вскоре передумал и потребовал вернуть ему деньги. Те объяснили, что не практикуют возврат гонораров, и уехали.

Мужчина так расстроился, что решил пожаловаться на женщин, но был арестован по обвинению в покровительстве проституции.

В соответствии с законодательством штата Канзас посещение публичных домов или заказ сексуальных услуг считаются незначительным нарушением закона, менее значимым, нежели собственно проституция или сутенерство.

Как сообщалось, житель шведского города Эслев пожаловался в полицию на качество употребленного им гашиша.

К чему это я!? - Следуя примерам США и Запада бездумно и некритично, мы уже прихватили эту заразу под названием "неприкрытая проституция".

"К чему девице учиться, коль можно мужиком насладиться?"