Подолец В.В. О сущности демократии – коротко и ясно!

09.10.2006 16:46 Администратор
Печать

Демократия – слово с 90-х годов XX века в России самое модное и употребляется к месту и не к месту.

Взгляды на неё достаточно стабильны и сводятся к нескольким подходам.

 

1. Первый и основной из этих подходов связан с этимологией слова. Греческие «демос» (народ) и «кратос» (власть) выражают его обыденный смысл: «демократия - это народовластие».

2. В современных российских взглядах, это - форма общественно-политического устройства, основанная на признании народа в качестве источника власти, на принципах равенства и свободы.

3. С именем В.И.Ленина ассоциируется понимание её сущности как «подчинения меньшинства большинству». Здесь демократия не имеет даже признаков социального института и представлена как некий принцип взаимодействия членов общества. К слову сказать, становление этого принципа по времени относится, скорее всего, к первобытному обществу, где он постепенно превратился в обычай, традицию и привычку.

4. И, наконец, в начале «горбачевской перестройки» активно обсуждался в СССР и частично был реализован принцип гарантии прав меньшинства в условиях расширяющейся демократии.

5. Я снова вынужден отметить, что перечисленные точки зрения на демократию в лучшем случае открывают её «первую», «вторую», «третью» и т.д. сущности[1]. И ни одна из них не проникает на ту глубину, которой позволяет достичь теория сознательного регулирования деятельности. А проявляет себя этот пятый по счёту и наиболее глубокий уровень сущности в том, что демократия (как и тирания, диктатура, смута, анархия…) является способами разрешения диалектического противоречия между самоуправлением и управлением как двумя сторонами сознательного регулирования деятельности.[2]

Нет сомнения в том, что в особых формах она будет развиваться как в каждом из отдельных государств, так и во всем мировом сообществе.

Выводы:

1. Самоуправление лиц в общности – это данность.

2. Лидерство в общности и управление ею - это данность.

3. Демократия как способ разрешения противоречия между управлением, осуществляемым лидером (в любой ипостаси) и самоуправлением личностей, составляющих эту общность, - данность.

Если давать этому социальному институту нравственную или ценностную оценку, то можно, вопреки расхожему мнению, высказанному некогда У.Черчиллем, сказать: ДЕМОКРАТИЯ - ЭТО И ХОРОШО, И ПЛОХО. ДЕМОКРАТИЯ - ЭТО И НЕ ХОРОШО, И НЕ ПЛОХО.

 


[1] Сущность (в отличие от явлений, или чувственно воспринимаемых сторон вещи, процесса) есть совокупность постигаемых разумом, основных, внутренних, постоянных, устойчивых, повторяющихся свойств вещи или процесса.

Все знают, к примеру, что такое треугольник и могут зрительно представить себе сотни его разновидностей. Но вот пришёл один из умных людей и доказал: «Площадь треугольника равна половине произведения его стороны на высоту, проведённую к этой стороне». Тем самым была открыта одна из многих, сущностей треугольника. В знаменитой формуле «Пифагоровы штаны во все стороны равны» отражена сущность уже прямоугольного треугольника и тоже не единственная.

Так что сущность демократии, как и треугольника, отнюдь не сводится к одной формуле. И наиболее глубокую её сущность я показал в этой статье.

[2] События февраля 2011 года в Египте, Тунисе и других странах Ближнего Востока – один из примеров того, как в обществе происходит разрешение противоречие между управлением (со стороны государства) и самоуправлением (со стороны самых разных слоёв общества).

30.01.2009 - 11:26

 

Обновлено 28.06.2011 05:28