Российская идея: к поиску и обоснованию

Подолец Владимир Викентьевич

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Home Научные основы идеи.

Подолец В.В. Российскую идею нужно научно обосновать.

E-mail Печать PDF

 

В системе национально-государственной идеи, как, по-видимому, и всякой другой, центральное место принадлежит  идеалу - перспективе общественного прогресса, которая становится общепризнанной, зовёт людей к совместным и активным действиям. По крайней мере, именно такими на разных этапах развития России были идеи социализма и коммунизма, победы в Великой Отечественной войне 1941-45 гг., экономического соревнования двух социальных систем и др. Теории социального идеала и российской идеи органично связаны.

К несчастью, идеалы и планы людей по их реализации, как правило, не совпадают с реальными результатами каждого конкретного исторического действия. Поэтому, совсем не случайно, коллизии идеала и подлинных результатов развития  постоянно беспокоили человечество, философов, социологов, и политиков. Но успех этим «думам» сопутствовал редко. Одни, не сумев обрести возвышенного идеала в земной жизни, искали его в религии (Л.Н.Толстой), в «творческом эсхотологизме» (Н.А.Бердяев) и в Христовой Благодати (Б.П. Вышегородцев). Другим оказались ближе идеи коммунизма. Первые свели идеал к сугубо личностному, вторые о нём совершенно забыли, полностью подчинив его идеалу общества («раньше думай о Родине, а потом - о себе»). Между тем, каждый из них стремился убедить нас в логической безупречности своих теоретических подходов, искал для них доказательную базу.

На мой взгляд, поиски этой базы должны  ориентироваться на науку и философию. Здесь находятся те «столпы», на которые может опереться взгляд человечества в будущее, теория социального идеала и национальная идея.

Во-первых, это – диалектика.
Ох, сколько стервятников набросились на неё после распада СССР и падения Советской Власти. Им, похоже, и невдомёк, что родилась диалектика 4 тысячи лет назад и пережила сотни режимов и идеологий. Как знание и мудрость она живёт, молодеет, обновляется, поскольку бурно прогрессирует научное знание, являющееся её опорой.

 Так вот. Я бы предложил из всей  бесценных идей диалектики особо выделить две. К первой я отношу изменение трактовки основного закона диалектики. Главное здесь - в том, что разрешение диалектических противоречий в прогрессирующей системе не может, не должно носить разрушительного характера, поскольку призвано оптимизировать условия развития всех элементов системы (См.: http://ruidea04.ru/pages/a-11.html ). Ко второй – поиск ответа на вопрос: как, куда и каким образом прогрессирует та или иная система? Найти его можно в почти неизвестном и до сих пор до конца не понятом учении о диалектических противоречиях «сущности» и «существования».

Во-вторых, это общенаучная синергетическая теория «самоорганизации» - самоорганизации, понимаемой, что само собою разумеется, не в обыденном, а в научном смысле слова. В современной литературе, как правило, скудно представлены вытекающие из неё философские обобщения. А их необходимо было бы учитывать как теоретикам, так и практикам. 

В-третьих, это – социально-философская теория деятельности. Деятельность человека есть результат развития активной самоорганизации органического мира и развёртывания свойственных ему диалектических противоречий существования. Она является высшей (из нам известных), формой самоорганизации. В этом проявляется сущность деятельности, так  до сих пор и не понятая психологами, социологами и философами.

В-четвёртых, это – теория сознательного социального регулирования, о которой, конечно же, никто не слышал.  Выступаю с предложением сформулировать и обсудить её основные  постулаты.

Я не случайно назвал эти научно-философские концепции – «глыбами», «столпами»…  Только опираясь на них, можно прогнозировать будущее общества в целом,  отдельных его элементов и Земной цивилизации в целом. Только на их базе может возникнуть российская национальная идея - духовный образ настоящего и будущего развития России.

Весь дух диалектики восстаёт против социального идеала в виде законченной модели развития общества, как бы ее теоретики не называли. Такого идеала в реальной жизни достичь невозможно. Создавая его, люди заведомо заблуждаются. Их идеал, даже вдруг реализованный, завтра изменится и таковым не будет. Да, утверждая это, мы не продвинемся дальше И.Канта, но, по крайней мере, скажем правду. Социальный идеал возможен лишь как система философско-этических принципов жизнедеятельности. Признание этого вывода, к слову сказать, позволит преодолеть извечный конфликт между личностным и общественным идеалами.

Главное в этом идеале – Свобода, ограниченная Ответственностью. Перспектива, цель и лозунг России – создание  и постоянное совершенствование «Общества Ответственной Свободы»!

Во взаимодействии Свободы и Ответственности я бы выделил два аспекта.

Первый аспект - природный.

И действительно. В идее свободы отражается реальная возможность осознанного волевого воздействия людей на самоорганизацию в природе, а также на свою собственную деятельность. Самоорганизация и деятельность как ее форма – объективны, но люди могут им либо препятствовать, либо направлять на достижение вполне определенных результатов и целей. Об одном только надо помнить, что деятельность человека и объективно действующие законы самоорганизации природы находятся в постоянном противоречии.

В идее ответственности, как раз и отражено влияние на деятельность людей (социальную форму самоорганизации) внешних условий, объективных законов, или, говоря философским языком, необходимости - тех факторов, с которыми человек вынужден считаться.

Второй аспект - социальный.

Свобода - яркое и эмоциональное выражение самоуправления индивидов и социальных объединений.

Ответственность – их вынужденное или добровольное согласие подчиняться требованиям управления, изменчивым и подвижным нормам права и морали.

Центральная идея российского народа – идея свободы. И это, не смотря на то, что его менталитет и «массовое сознание» готовы призвать авторитарных вождей, опирающихся на насильственные методы управления и обеспечения общественного порядка.

Специфика российского духа – в том, что он упрямо воюет против ответственности. Оглянитесь вокруг и Вы убедитесь в этом.

Гармония свободы и ответственности – вот находящийся в движении идеал и центральное звено российской идеи, способный обеспечить оптимальное развитие общества.

Наша историческая цель, не имеющая границ во времени, – совершенствование Общества Ответственной Свободы.  Слова-то, какие? – Простые! Русские! Не то что, к примеру, -«либерализм», «популизм», «пиар», «попса» и т.п.

Ну, а признать идеал и национально-государственную идею как принцип своего поведения россияне готовы, как готовы согласиться, например, с идеей «конкурентоспособности».

В контексте сказанного, собственно российской национально-государственной идеи быть не может. Как результат добросовестных научных и философских исследований, она обречена быть общечеловеческой.  А «несокрушимая свобода» Дж. Буша, под лозунгом которой попирались общечеловеческие нормы права и морали, такая же дурь, как и особая «русская идея». Они, конечно, возможны и даже могут быть исторически оправданы, но только, как временный фетиш, отражающий специфику массового сознания, общественного мнения, заблуждений, традиций и нравов.

Земная цивилизация является единой самоорганизующейся системой. Задолго до синергетики об этом знали великие умы человечества (вспомним учение Тейяра де Шардена и В.И Вернадского о «ноосфере»). Поэтому в перспективе мировое сообщество должно стать управляемым. При этом каждые народ или нация должны иметь гарантированное право на независимость и самоуправление.

Диалектическое противоречие между самоуправлением и управлением в сфере сознательного регулирования глобальной деятельности предстоит разрешать оптимально и гармонично, в интересах сохранения жизни на Земле и прогресса человечества. «Общество Ответственной Свободы» является тем общественным идеалом, к которому объективно придут все народы, если даже будут называть его по-разному.


---------------------------------------------------------------

© Авторские права защищены. Ссылки на данный текст обязательны.

 

Обновлено 26.08.2011 16:54  

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поделись с другом


Баннер

Случайная новость



15 марта 2012 года телевизионный канал, о котором я три года тому назад спрашивал не представляет ли он пятую колонну, направленную против целостности России, произвел на свет божий нечто для меня неожиданное. Он предложил своим зрителям результаты журналистского расследования под названием «Анатомия протеста» [1].

 

Я не буду заниматься литературными изысками, изобретать острые и остроумные обороты… Я назову только голые факты, которые привели авторы этой программы. Факты, которые подтвердили правоту моих рассуждений,  представленных в статьях под названиями:

 

1.  МАРИАННА МАКСИМОВСКАЯ. ОТКУДА У «РЫЖЕ-ОРАНЖЕВОЙ СКРОМНИЦЫ» ИЗ REN TV «

 

2. ПРЕЗИДЕНТОМ РФ СТАЛ ПУТИН В.В. И ХВАТИТ БУЗИТЬ! ПОДЧИНЕНИЕ БОЛЬШИНСТВУ – ПРИНЦИП ДЕМОКРАТИИ!

 

3. СОЛНЦЕ «БЕЛОПУЗЫРНОЙ» И «БЕЛОСТРУЖЕЧНОЙ» ДЕМОКРАТИИ В РОССИИ СКАТИЛОСЬ К ЗАКАТУ!

 

Итак, только голые факты:

 

- Протестные митинги в Москве стали результатом разработанных технологами Запада и реализованных при участии Посольства США в России сценариев.

 

- Основная часть участников «протестных акций» в Москве накануне и после выборов Президента России, бузотерила на улицах столицы за деньги (гастарба́йтерам[2] платили по 300-500 рублей, московским студентам до 3000 рублей за выход на место акции).

 

- Владельцы «маклерских контор» по организации «политических массовок» открыто говорили журналистам, что выполняли заказ. Назвать заказчиков никто не смог, так как они были анонимами. «Маклеры» откровенно хвастались, что при желании за час-полтора могут собрать в указанном месте и в определенное время (разумеется за деньги) до 3000 любителей халявы, чтобы те попрыгали, поорали и подёргались на «массовках» установленное количество часов. Их технологии отработаны, проверены, сбоев не дают. Об этом, в частности говорит «маклер» Роза Еникеева. (См. фото)

 

 

- На демонстрации «За Путина» около храма «Христа Спасителя» те же маклеры организовали сцены выдачи денег, сняли на видео, выложили их в Интеренете, представ как подкуп демонстрантов штабом В.Путина.

 

 

- На митингах в г. Москве появлялись люди, цель которых координировать действия «протестных массовок» в России:

 

Эрикенетт Лундберг – 1-й секретарь политического отдела посольства США.

 

Джемери стюард Ричардс – 2-й секретарь политического отдела посольства США.

 

Оба этих посольских чиновника на просьбы корреспондентов НТВ представиться ответили отказом, отвечать на вопросы не стали, ссылаясь на незнание русского языка. Первый секретарь посольства отвечал на немецком языке, пытаясь выглядеть гражданином ФРГ. Его спутники мешали вести видеосъемку, пытались выбить из рук журналистов камеры.

 

 

- В качестве основного координатора «белопузырной оппозиции» в Москве, как я понял, была  Лилия Шибанова – руководитель ассоциации «Голос». Через руки этой «базарной бабы» ежегодно из США поступают в Россию для проведения «политических массовок» более 100 миллионов долларов.  

 

– Да… Почему я говорю: «Базарная баба»? – Да потому, что на вопрос журналиста НТВ: «С какой целью Вы идете в посольство США?» - она трижды без стыда и совести заявила, уйдя от ответа и снимая корреспондента на мобильник: «Мы вас знаем, Вы снимаете порнофильмы!»

 

- Как понимать это? Как развязность, бескультурье этой и по виду развязной деревенской бабы? Или как доказательство, что разведка США в России успешно работает?