Российская идея: к поиску и обоснованию

Подолец Владимир Викентьевич

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Home Ответственная свобода.

Подолец В.В. Общество Ответственной Свободы - идеал России.

E-mail Печать PDF

В контексте понимания логики движения мира и развития человечества, особой заботой является обоснование общественного идеала. При этом и законы природы надо учесть, и интересы отдельного человека не забыть. Без такого, и именно такого идеала не может родиться национально-государственная идея. И если даже родится, то не сможет стать духовным знаменем, поднимающим за собой граждан, политические силы и общество в целом на решение задач, объединяющих государство и гражданское общество в процессе реализации единых целей.

С моей точки зрения, основанной на Новой Философской Картине движения, главное в в этом идеале - свобода. Но нет свободы в мире природы и общества без границ. "Тряхнуло" недавно Японию, и свободе тысяч её граждан пришел конец. Втемяшилось в дурную башку НАТО, что свобода Ливии - несусветная блажь, и этой свободе пришёл конец.

И всему этому даёт объяснение вездесущея диалектика. Вывод, который она предлагает прост. - Перспектива, цель, идеал и практический лозунг России - создание общества Ответственной Свободы! И аргументы - вот они:

I. В идее свободы отражается реальное признание объективных, не зависящих от желания людей процессов самоорганизации [1]. Самоорганизация, я еще раз это подчеркиваю, - процесс объективный. В природе он подчиняется или, условно говоря, "стихийно регулируется" объективно действующими законами. Она, по-своему, «свободна», хотя я и вынужден в данном случае взять это слово в кавычки. И она же есть проявление железной необходимости. Ни остановить, ни повернуть её вспять мы не в силах.

Как, например, остановить геологические процессы, землетрясения, цунами, извержения вулканов на поверхности земли или демографические процессы в обществе, имеющие заданную природой  основу? Они есть часть  "пассивной" и "активной" самоорганизации (деятельности) людей, требующих простора. Однако, имея сознание и волю, влиять на все уровни самоорганизации, хоть и по разному, мы в состоянии. Именно поэтому научное познание мира может ускорить их, а те чудовищные безграмотность и беззаботность, которыми постоянно грешат люди, могут временно им препятствовать.

В идее ответственности, отражено влияние на самоорганизацию (деятельность) внешних условий, объективных законов, или, говоря философским языком, необходимости.

Это - природный аспект проблемы

II. В обществе активная самоорганизация (деятельность) людей "стихийно" (природными и социальными законами) и сознательно (волей людей) регулируется. В системе сознательного регулирования противостоят друг другу и постоянно взаимодействуют самоуправление и управление.
Свобода – яркое, воспринимаемое не только мыслью, но и чувствами человека, эмоциональное по форме выражение объективно существующего, но субъективного по форме самоуправления индивидов и социальных объединений.

Ответственность – их вынужденное или добровольное согласие подчиняться требованиям объективных законов и социального управления, изменчивым и подвижным нормам права и морали.

Это – социальный аспект проблемы.

III. Если учесть, что мне и в голову не приходило, что национально-государственная идея России может стать результатом досужих выдумок отдельных теоретиков и политиков. Если исходить из того, что в её основе должно лежать научное знание, знание, и ещё раз знание... То я, не интуитивно, а осознанно вынужден был обнаружить, что солнечным светом в глубине длинного сумрачного тоннеля, называемого нашей действительностью, является Свобода. Да, именно Свобода с большой буквы.

И в то же самое время я не мог не заметить, что ответственность является тем, что в умах и сердцах людей отражается как форма их зависимости от сил природы, богов,  а также воли монархов, вождей..., или от управления, как частного случая выражения осознаваемой людьми необходимости.

В этом, согласитесь, проявляет себя гносеологический, познавательный аспект проблемы, которую надо вычленить, сформулировать и разрешить.

Выводы напрашиваются сами собой.

1. Поскольку мы действуем в сфере жёстких законов природы и общества, живём в мире людей, традиций, обычаев, менталитета, общественного мнения, привычек, предрассудков и т. д., наша свобода всегда будет ограничена ответственностью.

2. Ответственная Свобода – вот принцип поведения и деятельности, вот мировоззренческий и нравственный императив**, которому должны и, в конце концов, будут следовать люди.

IV. Центральная идея российского народа – идея свободы. И это, не смотря на то, что его менталитет и «массовое сознание» готовы, порой, призвать авторитарных вождей, опирающихся на насильственные методы управления и обеспечения общественного порядка. Жажда порядка, стабильности и ответственности тайно живет в душе российского гражданина всегда.

V. Гармония свободы и ответственности – вот находящийся в движении идеал и центральное звено российской идеи, способный обеспечить оптимальное развитие общества.

VI. Что же нас неминуемо ждёт? К чему наше общество должно стремиться? Где его помыслы и цели?

- Наша историческая цель, не имеющая границ во времени, – создание и постоянное совершенствование (но не стагнация) Общества ответственной свободы. Не «единороссы» и «яблочники», не «левые» и «правые», не «либеральные демократы» и коммунисты должны звать за собой народ. В стратегическом плане у всех у них весьма туманное и призрачное будущее.

VII. Вести Отечество вперёд призваны Идея и Партия Ответственной Свободы. Трагедию и несчастье России я вижу в том, что идея эта пока не воспринята, а партия не создана. Никто из политических лидеров не идёт, в наши дни, на президентские, думские и местные выборы под не очень сложными лозунгами, производными от этой общей идеи.


См. беседу видео - http://www.youtube.com/watch?v=X1I2OgAu-Fg#t=278

____________________________________________

[1] «Самоорганизация есть спонтанное (от лат. – «добровольный», «произвольный») возникновение и изменение материальных систем, их элементов, связей, структур, функций и свойств под влиянием внешних условий и во взаимодействии с ними».  http://ruidea04.ru/pages/a-10.html

2004 год.

 

© Авторские права защищены, ссылки на данный текст обязательны.

Обновлено 03.08.2014 14:21  

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поделись с другом


Баннер

Случайная новость

Какая судьба ожидает современную Украину?  Ответ этот вопрос должен опираться на учение о диалектике самоуправления и управления в обществе.

Напомню основные положения этого учения, которые до сих пор не усвоены философами, социологами, политологами и политиками современной России!? 

Первое. Регулирование социальной самоорганизации, или деятельности людей, есть целостный системный процесс.

Второе! Управление и самоуправление являются двумя сторонами этого целостного процесса, или, говоря иначе, двумя его диалектическими противоположностями!

Третье! Самоуправление не есть частный случай управления, хотя корень у двух произнесенных мною слов общий.

Четвертое! Как две противоположности самоуправление и управление везде, всюду, противостоят друг другу, взаимодействуют, конфликтуют, а иногда открыто воюют друг с другом.

Пятое! Конфликт между самоуправлением и управлением может быть кратким и долгим, но не может быть вечным. Он обязательно разрешиться. Итогом будет либо победа одной из сторон, либо их мир, компромисс, согласие.

Даже самое безболезненное разрешение  этого конфликта приводит к временному регрессу самоорганизующейся системы. Но очень часто оно завершается катастрофой. Способ разрешения данного конфликта зависит от условий самоорганизации целостной системы, как внешних, так и внутренних.

Простой, если не примитивный, пример.

Живет вполне благополучная, не слишком глупая и не слишком умная. Семья Анны Карениной, помните одноименный роман Льва Толстого?

Каренин Алексей Александрович – мужская половина семьи, Анна – женская ее половина. Главой семьи является муж. Он управляет основными сторонами её жизни. Жена не возражает, чувствуя себя самоуправляемой внутри дома. Она не очень вмешивается в воспитание сына, поручив его добродетельной сестре мужа. Типичное для православной семьи XХI века распределение ролей. Говоря же философским языком, противоречие между самоуправлением и управлением, разрешено здесь в пользу управления, осуществляемого мужем; доля самоуправления Анну вполне устраивает, семья, как самоорганизующаяся система, живет спокойно… Она стабильна! Без стабильности, заметим попутно, прогресс любой материальной системы невозможен. Взрыв стабильности, как правило, ведет  к её регрессу.

Так случилось и с семьей Карениных! На сцене появился граф Алексей Вронский – молодой красавец. С философских позиций – сплошная проза. Изменилось всего лишь одно из внешних условий, существования самоорганизующейся и саморегулируемой системы, коей является семья.

Однако, в жизни, это – породило взрыв чувств, драматические коллизии и трагическое разрешение конфликта. Как художник Лев Толстой показал это прекрасно. Но он не ставил цели понять  философской сути конфликта, между вдруг возникшим, истерическим стремлением к самоуправлению Анны и волевым управленческим воздействием её мужа – Алексея Каренина. Бросившись под поезд, Анна разрешает конфликт. Стабильность семьи Карениных, конечно, восстановится со временем, но на новой основе.

А что твориться в современном русском мире? Давайте поразмыслим.

До февраля 2014 года он жил и существовал как относительно стабильная система. Несмотря на некоторые неурядицы функционировал СНГ. Каждая из стран этого союза управлялась своим государством. Достаточно спокойно жила Украина. Настаивала на своей унитарности и самостийности. Россия,  даже в ущерб своим материальным интересам,  пыталась поддержать ее стабильность, дружбу между братскими народами.

К сожалению, мы недооценили степень вмешательства США, как внешнего фактора, как в жизнь России, так и в процессы самоорганизации братской страны. Четверть века с помощью купленных США и Западом СМИ на Украине разжигалась национальная ненависть к России. Одновременно, школы, вузы страны и созданные Западом «некоммерческие организации» превращали эту ненависть в практические действия. На западе страны открыто создавались и тренировались военизированные отряды, неподконтрольные органам власти.

Взаимодействие диалектических противоположностей в русском мире стало последовательно разворачиваться по известной логике, давно описанной в сотнях учебников. Вот ступени этого развертывания:

  • «Сходство-различие» (1 ступень),
  • «развертывание диалектического противоречия» (2 ступень), -  несогласия по поводу членства в СНГ, нефтяной транзит, различия в мировом статусе и т. д.
  • «конфликт» (3 ступень)… Он начат стремлением Украины вступить в Европейский союз и НАТО и очередным предвыборным Майданом..
  • разрешение конфликта противоположностей, конфликта - Путч, свержение законной власти, начало гражданской войны на юго-востоке Украины – это уже четвертая ступень. К слову сказать, это лишь очередной эпизод в борьбе противоположностей свойственных служебно-домашними в прошлом и эгоистическими (США – Западная Европа - Украина сегодня) цивилизациями.

Каковы перспективы разрешения этого конфликта???

В украинской смуте проявляют себя следующие пути разрешения противоречий между самоуправлением отдельных социальных сил (а их много) и управлением со стороны хилого государства.

1 путь. Гражданская война. Украинский фашизм при поддержке Запада развязал её, встретившись с активным нежеланием Крыма и сразу нескольких восточных областей Украины поддержать фашизм.

2 путь. Разгул охлократии. Охлократия – это власть толпы. Она обычно появляется в период социальных смут (Украина не исключение). Здесь она опирается на финансовую подпитку олигархов и незаконно созданные в стране формирования фашистского толка. Около двух десятков батальонов, подчиняющихся олигархам, но не центральной власти поддерживают, организуют и оплачивают разгул спортивных «фанатов», подростковой, почти детской преступности, отморозков без элементарного правового образования и морали.

Власть толпы для молодых недоумков, науськанных проамериканскими провокаторами, упоительна. Дать ей отпор сможет в перспективе только военная сила. Пока, создавая под шумок аппарат фашистской диктатуры, режим П.Порошенко сотрудничает с ней. Со временем часть отморозков оно поставит в нацистский строй,  а  полных придурков разгонит по домам или просто уничтожит… Новое оружие, получаемое из США, Петр Порошенко использует, сначала, для этого, а уж затем для продолжения гражданской войны. Не зря  копаются рвы…

3 путь. Демократия прозападного толка, идеологической основой которой является ложь, провокации, террор, внеправовое применение насилия, мародерство и подготовка третьей мировой войны, глобальной смуты и хаоса.

В данный момент США и Запад открыто поощряют каждый из этих вариантов разрешения противоречий на Украине и сделают ставку на более дешевый. Скорее всего, на третий.

Рвущиеся к власти горе политики Украины не замечают только того, что от лицемерной американской демократии постепенно отворачиваются всё новые народы и государства. Поэтому, поставив на демократическую клячу США, Украина явно ошиблась. Выйдет «себе дороже».

Так, на мой взгляд, выглядят основные пути разрешения диалектических противоречий между самоуправлением и управлением в русском мире и на Украине в настоящий момент.

В заключение отмечу,  что знание Закона единства и взаимодействия противоположностей, как и выводов синергетики, позволяет нам предвидеть то, на что настроена гегемонистская политика США и планировать ответные шаги России… Но… Диалектику технари в нашем МинОбрнауки угробили, а близкую к ним синергетику – почти техническое знание не поняли и не освоили…

Вот он – итог пренебрежения к единственному в мире научному философскому знанию.