Российская идея: к поиску и обоснованию

Подолец Владимир Викентьевич

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Home Идея Ответственной свободы... Кто против? Ответы на ваши вопросы. Подолец В.В. Национальная идея. - Нужна ли она России?!

Подолец В.В. Национальная идея. - Нужна ли она России?!

E-mail Печать PDF

Вопрос этот является отнюдь не риторическим. Два десятилетия бурлит на огромном «постсоветском пространстве» «перестройка». В сфере политической кое-где срывается на путь крайнего национализма. Кто только не кричит сегодня о свободе, независимости, самобытности и исключительности своей нации или национальности, не винит в своих бедах (вспомним М. Саакашвили и некоторых современных политиков Прибалтики) представителей других народов.

Должен напомнить, что не Россия первой подняла флаг «полной независимости» и «суверенитета». Интернационализм и братство народов глубоко засели в российской душе, и она снисходительно прощала их оплату из своего нищающего кармана. Однако, историческая грандиозность происходящих в стране событий, «шокирующие» перемены во внутренней жизни и геополитической обстановке поставили и перед ней, наконец, вопрос о сущности и содержании национальной идеи.

Почти каждая из новых общественно-политических сил в стране нет-нет, да и столкнётся с этим вопросом. Путин В.В. в выступлении перед своими доверенными лицами накануне Президентских выборов 2004 года не преминул специально высказаться по этой теме. «Конкурентоспособность» во всех областях жизни – экономической, политической и других – вот, в чём видит он смысл «национальной идеи». Подчеркнув, что такой он видит российскую идею именно «сегодня», точки он не поставил. А через некоторое время прямо задал вопрос Сергею Капице, которого принимал в Кремле: «Где национальная идея?». Увы, блестящий естествоиспытатель не смог ответить на этот вопрос, хотя, во-первых, пытался; а, во вторых, не отрицал правильности постановки вопроса.

Я склонен утверждать, что так называемая «русская идея», тем более опирающаяся на экстремистские лозунги и военизированные организации, нашему многонациональному народу не нужна. Опасно вести речь о ней в стране, представившей свою огромную территорию почти двум сотням самых разных национальностей.

Конечно, «русская идея», тем более на почве неправедного обогащения немногих, бегства капиталов заграницу, экономических и бытовых проблем, возмущений граждан размороженными коммуникациями и невыплаченным заработком, засильем «южан» в коммерческих структурах, рыночной торговле и т. д., возникнуть может. Однако её носителями в политике, скорее всего, будут национализм и великодержавный шовинизм, сопровождаемые благозвучным аккомпанементом оговорок о вечной любви к другим народам.

Если же вспомнить об истоках популярного сочетания слов «русская идея», то их можно обнаружить в работах известного российского философа, писателя, публициста Владимира Сергеевича Соловьева (1853-1900 гг.) и в одноимённой работе Николая Александровича Бердяева (1874-1948 гг.).

Бердяев Н.А. увидел корни «русской идеи» в «творческом эсхотологизме». Кто помнит теперь, а что это, собственно, означает? Я уверен, что в наши дни большинство россиян не столь религиозны и философски озабочены, чтобы вернуться к покрытым мощным теологическим налётом бердяевским суждениям. Да и действующий политик, как мы постоянно наблюдаем, ищет в национально-государственной идее отнюдь не глубоких теоретических обоснований. Ему нужны практически ценные, ясные и эмоционально привлекательные лозунги, способные сплотить постепенно выбирающуюся из состояния духовного смятения нацию.

Размышляя о российской идее, нельзя не учитывать того духовного раскола, который поразил наше общество в период так называемой «шоковой» экономической терапии. Коснулся он даже наиболее консервативной части научной и философской интеллигенции. Кое-кем буквально в одночасье было отброшено идейное наследие советского прошлого. А в нем, между тем, присутствовали настоящие кладези ценных мыслей.

Естественнонаучники, социологи, политики, средства массовой информации с едким скепсисом стали относиться не только к «составным частям», но и к «теоретическим источникам» марксизма. «Взрывчатый динамизм русского народа», «русский нигилизм» и «русский анархизм», о которых в свое время говорил Н.А.Бердяев, снова ввергли нас в пучину нелепых крайностей. «Ломать,- как говорят, - не строить». Уничтожили старую идейную основу общества, забыв предварительно предложить строго обоснованную и выверенную новую.

Кое-кто из современных теоретиков и политиков напрочь забыл, что на уровне эмпирического опыта, эмоциональных всплесков и догадок никакой «русской», «российской» или иной национальной идеи «не сваришь». Но уподобиться хозяину, который «зажигая огонь, …наполнял свой дом дымом, но не озарял его светом», вполне сможешь. Тут я процитировал слова П.Абеляра – мыслителя очень известного.

Между тем, я – лично, диву даюсь, как некоторые из наших современных теоретиков и политиков, закончив ВУЗы и защитив диссертации, в одночасье забыли, что именно наука и философия давали всегда и предлагают сегодня, почти всё для того, чтобы заложить основы, понять сущность и содержание российской, да и не только российской идеи.

Меня, и не только меня, беспокоит одно внутреннее убеждение. Выражаемое кое-кем пренебрежение к теоретическим основам национальной идеи сегодня ещё может «сойти с рук», пройти незаметно и, как может показаться, безболезненно. Но – только сегодня. Только – временно. Метаться в штормовом океане мировой цивилизации «без руля и без ветрил» и опасно и слишком расточительно. Можно однажды нарваться на рифы. Так уж не раз было.

А что касается сущности и содержания национальной идеи, то, на мой взгляд, вполне обыкновенный и не лишённый здравого смысла гражданин нашей страны склонен к восприятию, скорее всего, общероссийской идеи. Ну, а уж если волей судьбы он оказался теоретиком, то, как чёрт от ладана, должны бежать от особой русской идеи, поскольку требование конкретности истины должно быть ему известно. В истине, как и во всякой ценной идее, отражается именно данный момент развития вещи или процесса. Российская идея, если она искренне склонна претендовать на своевременность и жизнеспособность, не является исключением.

К слову сказать, в своё время идея (а лозунг – это идея): «За Родину! За Сталина!» - прекрасно выражал сиюминутные потребности воюющего за свою свободу народа и работал не плохо. Нельзя не признать, что большинством народа в свое время была воспринята коммунистическая идея. И, как не крути, вокруг нее вращалась жизнь половины человечества более столетия.

Итак, нужна ли России общенациональная идея? – Нужна! Нужна, как глоток свежего воздуха в покрытом смогом мегаполисе. При этом, она должна быть строго теоретически обоснованной, связанной с деятельностью людей и направленной не только на удовлетворение потребностей сегодняшнего дня, но и на поиск отдаленных жизненных ориентиров.

Российская идея для нашего общества - это не просто научное определение тенденций его развития, но и фактор, мобилизующий граждан на достижение общезначимых целей.

Словно набатный колокол должна она звать к активным, созидательным действиям. И слышать её на бескрайних просторах нашей страны должны «и стар, и млад». Лишь в этом случае сможет она стать по-настоящему стабилизирующим и побуждающим к активной деятельности духовным фактором.

http://www.otkpblto.ru/index.php?showtopic=5973&st=60

Обновлено 30.03.2011 14:45  

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поделись с другом


Баннер

Случайная новость



15 марта 2012 года телевизионный канал, о котором я три года тому назад спрашивал не представляет ли он пятую колонну, направленную против целостности России, произвел на свет божий нечто для меня неожиданное. Он предложил своим зрителям результаты журналистского расследования под названием «Анатомия протеста» [1].

 

Я не буду заниматься литературными изысками, изобретать острые и остроумные обороты… Я назову только голые факты, которые привели авторы этой программы. Факты, которые подтвердили правоту моих рассуждений,  представленных в статьях под названиями:

 

1.  МАРИАННА МАКСИМОВСКАЯ. ОТКУДА У «РЫЖЕ-ОРАНЖЕВОЙ СКРОМНИЦЫ» ИЗ REN TV «

 

2. ПРЕЗИДЕНТОМ РФ СТАЛ ПУТИН В.В. И ХВАТИТ БУЗИТЬ! ПОДЧИНЕНИЕ БОЛЬШИНСТВУ – ПРИНЦИП ДЕМОКРАТИИ!

 

3. СОЛНЦЕ «БЕЛОПУЗЫРНОЙ» И «БЕЛОСТРУЖЕЧНОЙ» ДЕМОКРАТИИ В РОССИИ СКАТИЛОСЬ К ЗАКАТУ!

 

Итак, только голые факты:

 

- Протестные митинги в Москве стали результатом разработанных технологами Запада и реализованных при участии Посольства США в России сценариев.

 

- Основная часть участников «протестных акций» в Москве накануне и после выборов Президента России, бузотерила на улицах столицы за деньги (гастарба́йтерам[2] платили по 300-500 рублей, московским студентам до 3000 рублей за выход на место акции).

 

- Владельцы «маклерских контор» по организации «политических массовок» открыто говорили журналистам, что выполняли заказ. Назвать заказчиков никто не смог, так как они были анонимами. «Маклеры» откровенно хвастались, что при желании за час-полтора могут собрать в указанном месте и в определенное время (разумеется за деньги) до 3000 любителей халявы, чтобы те попрыгали, поорали и подёргались на «массовках» установленное количество часов. Их технологии отработаны, проверены, сбоев не дают. Об этом, в частности говорит «маклер» Роза Еникеева. (См. фото)

 

 

- На демонстрации «За Путина» около храма «Христа Спасителя» те же маклеры организовали сцены выдачи денег, сняли на видео, выложили их в Интеренете, представ как подкуп демонстрантов штабом В.Путина.

 

 

- На митингах в г. Москве появлялись люди, цель которых координировать действия «протестных массовок» в России:

 

Эрикенетт Лундберг – 1-й секретарь политического отдела посольства США.

 

Джемери стюард Ричардс – 2-й секретарь политического отдела посольства США.

 

Оба этих посольских чиновника на просьбы корреспондентов НТВ представиться ответили отказом, отвечать на вопросы не стали, ссылаясь на незнание русского языка. Первый секретарь посольства отвечал на немецком языке, пытаясь выглядеть гражданином ФРГ. Его спутники мешали вести видеосъемку, пытались выбить из рук журналистов камеры.

 

 

- В качестве основного координатора «белопузырной оппозиции» в Москве, как я понял, была  Лилия Шибанова – руководитель ассоциации «Голос». Через руки этой «базарной бабы» ежегодно из США поступают в Россию для проведения «политических массовок» более 100 миллионов долларов.  

 

– Да… Почему я говорю: «Базарная баба»? – Да потому, что на вопрос журналиста НТВ: «С какой целью Вы идете в посольство США?» - она трижды без стыда и совести заявила, уйдя от ответа и снимая корреспондента на мобильник: «Мы вас знаем, Вы снимаете порнофильмы!»

 

- Как понимать это? Как развязность, бескультурье этой и по виду развязной деревенской бабы? Или как доказательство, что разведка США в России успешно работает?