Российская идея: к поиску и обоснованию

Подолец Владимир Викентьевич

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Home Идея Ответственной свободы... Кто против? От теории идём к практике. Спорим, дискутируем. Подолец В.В. Ограничивают ли корпаративный интерес и гражданский долг нашу свободу?

Подолец В.В. Ограничивают ли корпаративный интерес и гражданский долг нашу свободу?

E-mail Печать PDF

Вопросы  ИнфАнА:

1. «Ограничивает ли Ваше РАВЕНСТВО между ответственной свободой и самоуправлением такие интересы личности как выгода и удовольствие требованиями гражданского долга?»

Всего в нескольких Ваших словах много непростительной для философа путаницы. Дело в том, что равенства между ответственной свободой и самоуправлением я никогда не ставил и, по логике вещей, делать этого нельзя. Ну не может быть равенства между  фундаментом и строением, на нем воздвигнутом.

 

 Связь – есть! Равенства – нет!

 Самоуправление    -  объективно присущее, хоть и субъективно переживаемое свойство индивида, личности, гражданина. Одним из самых ярких внешних проявлений самоуправления является свобода - стремление без насилия со стороны, принять и исполнить какое-либо решение. Я уже вспоминал здесь точку зрения Дж. Локка. По его мнению, свобода - это возможность начать, остановить и продолжить то или иное действие (я бы добавил – без ожидания возмездия).

Итак, самоуправление    реально присущий человеку   атрибут. Свобода   же, как и ответственность  есть субъективно воспринимаемые разумом, эмоционально переживаемые человеком  и социальными общностями   возможности и пределы,  за которые способны, или не могут  простираться  их интересы  и  действия. Поскольку Вы заговорили о юридической стороне дела, это должно быть понятно Вам лучше, чем кому-либо другому.

Я рассматриваю «принцип ответственной свободы» как подвижную и постоянно наполняющуюся новым содержанием  гарантию и одновременно  ограничение   «естественных», как Вы выразились, интересов личности. 

«Естественные» интересы человека как «животного существа», общество всегда ограничивало, ограничивает, и будет ограничивать.  Начав считаться с этими ограничениями (посмотрите на логику развития ребенка во взрослого человека), биологическое существо превращается в существо социальное,  то есть  - в личность.

Вы хотите достичь «выгоды» и «удовольствия» (обратите внимание, что первый интерес имеет   социальную,  а второй -  естественную   природу)?  - Пожалуйста! Сколько угодно. Но только в тех границах, тех рамках, которые определены правом, моралью, общественным менталитетом, обычаями,  традициями и т.д. Общество, хотите Вы того, или не хотите, через социальные институты и  формы общественного сознания быстренько, а иногда и плетью, напомнит Вам, что свобода должна быть ответственной.

Закономерный вопрос, а кто определит меру, параметры того и другого?

Ответ!  - Только время, только конкретно историческая обстановка, только уровень развития культуры (в широком смысле слова),  массового сознания, морали и права.

В первобытном обществе эти феномены проявляли себя «естественно». Позднее их взяли под контроль государство и разные формы религии. Только теперь государство постепенно учится формировать право вместе с обществом, гражданами своей страны. Меру свободы и ответственности они определяют, постоянно споря, скандаля, советуясь, идя на компромиссы и избегая (эту необходимость пора бы понять всем) открытых конфликтов. Но удаётся это не всегда, и тогда в обществе начинаются взрывы разного рода: бунты, путчи, смуты, восстания, революции, войны…

2.  «Является ли нарушением  принципа свободы личности добровольный, временный её отказ от свободы воли (подчинение производственной или воинской дисциплине к примеру)?».

Ответ: Помилуй бог! Если Вы добровольно отказываетесь от своей свободы, кого же Вы можете за это винить? Другое дело, что в Вашем вопросе чувствуется скрытый подтекст: «Голод – не тетка!» Я прав?

Поэтому,  я и говорю о конкретно – исторических параметрах соотношения Свободы и Ответственности, а в идеале – о поиске   оптимального и гармоничного разрешения противоречия между ними. В Саудовской Аравии, США или в каком-нибудь африканском племенном союзе,  понятия «гармонии» и «оптимальности» будут наполнены особым, сугубо специфическим содержанием.

Вы задумывались над тем, какие духовные  силы (внутренние или внешние) заставляют идти на преступление террориста-смертника? - Да он живёт в  обществе, которое считает его преступление подвигом. Этому обществу на «естественные интересы личности», о которых Вы вспомнили, попросту на-пле-вать! Ему наплевать на человеческую жизнь, которая не хочет (или, наоборот, жаждет) подчинить себя социально-религиозной идее. Параметры свободы и ответственности там совсем другие, чего, к слову сказать, не понял Дж.Буш – младший.

3. «Не кажется ли Вам, что "личностный идеал совпадает  по своей сущности с общественным" только в том случае, если приобретает форму аналога корпоративного интереса»?

Ответ: Вы были бы совершенно правы, если бы не вкладывали в понятие «корпоративного интереса» негативного содержания. Действительно, аналогия здесь явная, если мы под корпоративным интересом будем понимать интерес  всестороннего развития, как личности, так и общества, которое, если хотите, возвышает человека до Бога.

Принцип «ответственной свободы» - это субъективный принцип. Но от века к веку он наполняется новым содержанием.

Может быть, задать ему некоторые  частные, конкретные и вечные параметры?

Каждое время, каждый народ делают это периодически. Но все крутится вокруг заповеди, превращенной И.Кантом в «категорический императив»: «Не делай того ближнему своему, чего не хочешь, чтобы он делал тебе».

Не кажется ли Вам, что между категорическим императивом И.Канта и принципом ответственной свободы существует органическая связь?

С уважением, ВВП.

-------------------------------------------------------   

© Авторские права защищены, ссылки на данный текст обязательны.  

 

Отредактировал ЛАД , дата: 15-8-2004,09:53

 

Обновлено 11.09.2011 08:59  

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поделись с другом


Баннер

Случайная новость



15 марта 2012 года телевизионный канал, о котором я три года тому назад спрашивал не представляет ли он пятую колонну, направленную против целостности России, произвел на свет божий нечто для меня неожиданное. Он предложил своим зрителям результаты журналистского расследования под названием «Анатомия протеста» [1].

 

Я не буду заниматься литературными изысками, изобретать острые и остроумные обороты… Я назову только голые факты, которые привели авторы этой программы. Факты, которые подтвердили правоту моих рассуждений,  представленных в статьях под названиями:

 

1.  МАРИАННА МАКСИМОВСКАЯ. ОТКУДА У «РЫЖЕ-ОРАНЖЕВОЙ СКРОМНИЦЫ» ИЗ REN TV «

 

2. ПРЕЗИДЕНТОМ РФ СТАЛ ПУТИН В.В. И ХВАТИТ БУЗИТЬ! ПОДЧИНЕНИЕ БОЛЬШИНСТВУ – ПРИНЦИП ДЕМОКРАТИИ!

 

3. СОЛНЦЕ «БЕЛОПУЗЫРНОЙ» И «БЕЛОСТРУЖЕЧНОЙ» ДЕМОКРАТИИ В РОССИИ СКАТИЛОСЬ К ЗАКАТУ!

 

Итак, только голые факты:

 

- Протестные митинги в Москве стали результатом разработанных технологами Запада и реализованных при участии Посольства США в России сценариев.

 

- Основная часть участников «протестных акций» в Москве накануне и после выборов Президента России, бузотерила на улицах столицы за деньги (гастарба́йтерам[2] платили по 300-500 рублей, московским студентам до 3000 рублей за выход на место акции).

 

- Владельцы «маклерских контор» по организации «политических массовок» открыто говорили журналистам, что выполняли заказ. Назвать заказчиков никто не смог, так как они были анонимами. «Маклеры» откровенно хвастались, что при желании за час-полтора могут собрать в указанном месте и в определенное время (разумеется за деньги) до 3000 любителей халявы, чтобы те попрыгали, поорали и подёргались на «массовках» установленное количество часов. Их технологии отработаны, проверены, сбоев не дают. Об этом, в частности говорит «маклер» Роза Еникеева. (См. фото)

 

 

- На демонстрации «За Путина» около храма «Христа Спасителя» те же маклеры организовали сцены выдачи денег, сняли на видео, выложили их в Интеренете, представ как подкуп демонстрантов штабом В.Путина.

 

 

- На митингах в г. Москве появлялись люди, цель которых координировать действия «протестных массовок» в России:

 

Эрикенетт Лундберг – 1-й секретарь политического отдела посольства США.

 

Джемери стюард Ричардс – 2-й секретарь политического отдела посольства США.

 

Оба этих посольских чиновника на просьбы корреспондентов НТВ представиться ответили отказом, отвечать на вопросы не стали, ссылаясь на незнание русского языка. Первый секретарь посольства отвечал на немецком языке, пытаясь выглядеть гражданином ФРГ. Его спутники мешали вести видеосъемку, пытались выбить из рук журналистов камеры.

 

 

- В качестве основного координатора «белопузырной оппозиции» в Москве, как я понял, была  Лилия Шибанова – руководитель ассоциации «Голос». Через руки этой «базарной бабы» ежегодно из США поступают в Россию для проведения «политических массовок» более 100 миллионов долларов.  

 

– Да… Почему я говорю: «Базарная баба»? – Да потому, что на вопрос журналиста НТВ: «С какой целью Вы идете в посольство США?» - она трижды без стыда и совести заявила, уйдя от ответа и снимая корреспондента на мобильник: «Мы вас знаем, Вы снимаете порнофильмы!»

 

- Как понимать это? Как развязность, бескультурье этой и по виду развязной деревенской бабы? Или как доказательство, что разведка США в России успешно работает?