Российская идея: к поиску и обоснованию

Подолец Владимир Викентьевич

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Home Идея Ответственной свободы... Кто против? От прошлого к настоящему. Динамика моих взглядов. Подолец В.В. Самоуправление в обществе... Давно, но в самую точку. Ч.1

Подолец В.В. Самоуправление в обществе... Давно, но в самую точку. Ч.1

E-mail Печать PDF

ПОДОЛЕЦ Владимир Викентьевич

 

САМОУПРАВЛЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ, СУЩНОСТЬ, РАЗВИТИЕ

 

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. - Л-д: ЛГУ. 1988 г.



«Диалектическая логика, в противоположность старой, чисто формальной логике, не довольствуется тем, чтобы перечислить и без всякой связи поставить рядом друг возле друга формы движения мышления... Она, наоборот, выводит эти формы одну из другой, устанавливает между ними отношения субординации, а не координации, она развивает более высокие формы из нижестоящих».

 

Энгельс Ф. Диалектика природы. Заметки и фрагменты // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.- Т.20.- С.528.

                                 

 

                                                                ВВЕДЕНИЕ

 

\4\В последние годы в лексикон социологов и политических деятелей активно вошло понятие «социалистическое самоуправление народа». Популярные и сугубо теоретические издания обсуждают процессы, обозначаемые этим понятием.

(Руководство страны справедливо требует от нас) по-новому взглянуть на некоторые теоретические представления и концепции… (Это означает), что в философско-социологическом плане поставлен вопрос об исследовании диалектического противоречия между управлением и самоуправлением.

(Как всегда бывает, такая позиция советских лидеров) повысила интерес (научного и философского сообщества) к самоуправлению в… обществе. Появилось множество посвященных ему публикаций. Это и краткие газетные информации, и очерки,  и подвальные статьи. Все теоретические журналы опубликовали \5\материалы по ставшей исключительно актуальной тематике.[i] Научные центры многих городов, областей и республик страны провели конференции по отдельным аспектам и общим проблемам социалистического самоуправления.

Вся эта работа ведется на основе анализа процессов развертывания демократии, широкого привлечения трудящихся и их объединений к управлению делами страны, то есть всего того, из чего на практике складывается социалистическое самоуправление народа…

Важные правовые акты[ii], принятые \6\в стране в последние годы, юридически оформили рожденные самой жизнью тенденции, звенья и формы развития социалистического самоуправления народа. Что же касается социально-философского осмысления этих процессов, то оно несколько отстает от практики, с опозданием вооружает (общество) знанием методологических проблем самоуправления и эффективной управленческой деятельности. Слабо разработана выдвигающаяся на центральное место проблема диалектики управления и самоуправления в обществе.

Одной из первых работ, посвященной соотношению управления и самоуправления в обществе, является монография А.К.Белых «Управление и самоуправление» (1972 г.). В исследовании В.Г.Афанасьева «Научное управление обществом» отдельная глава посвящена обществу как целостной самоуправляемой системе. Рассмотреть «самоуправление» как социальную категорию предложили Д.А.Вылегжанин и Г. П. Артемов. Оценку вклада (социологов и философов) в освещение проблем самоуправления в обществе дали Ю.А.Тихомиров в статье, опубликованной журналом «Вопросы философии» и группа авторов журнала «Коммунист». Сущность, принципы и формы социалистического самоуправления раскрывают в своих последних работах Ильинский И.П., Лопата П.П., Петухов В.В., Сергеев М.Д., Тихомиров Ю.А. и другие. Все исследователи опираются на методологию системного познания социальных явлений и вносят свой вклад в изучение процессов самоуправления в обществе[iii]. Однако необходимо признать,\7\что все обилие материалов, посвящённых этим проблемам, двигает учение о самоуправлении скорее вширь, чем вглубь, дает разверну­тую характеристику его содержания, а не сущности. А между тем, проникнуть именно в сущность явлений и процессов – задача науч­ного познания.

Актуальность исследования проблем общественного самоуправле­ния объясняется, прежде всего, потребностями социальной практики…

В настоящее время исчерпали себя сложившиеся в прошлые годы административные методы руководства. Стали заметно проявляться не­достатки в работе исполнительных органов, которым советский народ доверил выражение своей воли. В них трудятся в большинстве своем честные и опытные работники. И все же,  …нередко приходится сталкиваться с проявляющимися в их деятельнос­ти бюрократизмом и ведомственностью, протекционизмом и местниче­ством, безответственностью и казенно-равнодушным отношением к лю­дям. Причина этого – в слабой опоре руководителей на заинтересо­ванную поддержку (граждан) в управлении, некотором ослабле­нии контроля за работой аппарата со стороны трудящихся. \Отсюда – задача:\8\ привести в действие все инструменты, дающие каждому гражданину реальную возможность активно влиять на выработку управленческих решений, проверять их выполнение, получать необходимую информацию о дея­тельности аппарата. Можно уверенно сказать, что одним из та­ких инструментов является (общественное) самоуправление.

… Осуществить серьезную перестройку в жизни общества мож­но, только предвидя её результаты. \Философам и социологам предстоит изучить\ те яв­ления и процессы, которые возникают, функционируют на современ­ном этапе и получат всестороннее развитие \в будущем\. Поэто­му предметом пристального внимания становится социалистическое самоуправление народа как институт, в перспективе превращающий­ся «в высшую форму организации общества - коммунистическое общественное самоуправление»…

И наконец, специалисты военного дела не могут не считаться с тем, что в Вооруженных Силах СССР на основе общественного само­управления работают партийные, комсомольские и профсоюзные орга­низации, органы народного контроля, суды чести, различные советы \9\ и т.д. Решать задачи повышения боевой мощи армии командирам и политработникам приходится во взаимодействии с ними.

Таким образом, важность исследования социалистического об­щественного самоуправления обусловлена необходимостью добиться успешного выполнения задач, стоящих перед советским народом. «Только через последовательное развитие демократических форм, присущих социализму, расширение самоуправления возможно наше продвижение вперёд»[iv].

Степень разработанности проблемы. Теоретические основы са­моуправления в обществе заложили К.Маркс, Ф.Энгельс и В.И.Ленин. Именно они, опираясь на диалектико-материалистическую методоло­гию, создали «науку об обществе как о целостной самоуправляемой системе»[v] и представили его развитие как естественноисторический процесс.

Необходимо признать, что долгое время социальное самоуп­равление рассматривалось лишь как отдалённая перспектива. Его утверждение связывалось с полной победой коммунизма. Быть может, поэтому самоуправление как общесоциальный институт и "само­управление», как общесоциологическая категория целенаправленно не исследовались. Показательно, что справочные издания по фило­софии, вышедшие в нашей стране за последние полвека, обошли са­моуправление как общесоциальное явление своим вниманием.

Во втором издании Большой Советской Энциклопедии самоуправ­ление в обществе рассматривалось как «форма местного управления», \10\имеющая место «в буржуазных государствах». Под его сущностью по­нималось «наделение местных выборных органов управления очень ограниченными правами с сохранением надзора и контроля над их деятельностью... агентами центральной власти»[vi]. Иначе говоря, институт самоуправления в обществе по своей сути и содержанию сводился к местному самоуправлению. При этом ничего не говори­лось о его существовании в социалистическом обществе.

В следующем издании БСЭ, осуществленном в 70-е годы, пред­ставлен взгляд, в какой-то мере эволюционировавший в сторону по­строения общесоциологической модели самоуправления. Здесь само­управление - это уже «управление делами территориальной общнос­ти, организации или коллектива, самостоятельно осуществляемое их членами через выборные органы, либо непосредственно...»[vii] Назва­ны основные признаки общественного самоуправления. Однако, делая важные обобщения, автор статьи не предпринимает классификации форм самоуправления и ограничивается развернутой характеристи­кой только местного самоуправления.

Активные исследования самоуправления, как особого социально­го института, развернулись в последние годы. Но их внимание сос­редоточено в основном на анализе сущности, содержания и механиз­ма действия социалистического самоуправления народа.

Таким образом, приходится исходить из того, что целостного осмысления самоуправления, как особого общественного явления и «самоуправления», как общесоциологической категории в …философии и социологии, пока нет. На пути к нему воз­никает множество нерешенных вопросов. В какой мере правомерно рас­сматривать самоуправление в обществе как исторически связанное с \11\ самоуправлением в природе? Существует ли сущностная связь между ними? Как возникло и развивается социалистическое самоуправление? В чем его сущность? Как связаны и взаимодействуют управление и самоуправление в обществе? Можно ли их рассматривать как диалек­тические противоположности, свойственные процессам регулирования человеческой деятельности?

Вопросов, требующих решения, достаточно много. Степень их освещения на современном этапе развития социального знания раз­лична. Учитывая это, задачи диссертационного исследования опреде­ляются следующим образом:

- опираясь на (диалектику, как) методологию, (на) признание глубокой взаимосвязи природы, общества и научного знания о них, рассмотреть самоуправление в обществе как историческое явление, возникающее на основе и в процессе прогрессивного развития форм самоорганизации в природе и обществе;

- вскрыть сущность самоуправления и управления как двух сторон диалектически противоречивого процесса сознательного ре­гулирования общественной деятельности;

- дать характеристику основным этапам развития и историчес­ким типам социального регулирования и самоуправления, а также социалистическому самоуправлению народа как закономерному этапу его развития;

- на этой основе проанализировать некоторые диалектические противоречия социалистического самоуправления народа;

- высказать методологические рекомендации, вытекающие из марксистско-ленинского понимания социалистического самоуправле­ния народа и необходимые для успешного решения задач научного управления на этапе перестройки.

Диссертация не претендует на полное выполнение этих задач. В некоторых случаях сформулированные в ней положения носят гипотети­ческий характер. Некоторые из них предлагаются впервые и не отра­жены\12\ в социально-философской литературе. Однако сама по себе по­становка дискуссионных проблем является важнейшим условием свобод­ного и творческого развития современной науки…

Для выяснения генезиса, сущности и перспектив развития само­управления в обществе в настоящее время сложились необходимые ус­ловия…

К теоретическим условиям относятся утверждение в современном научном знании системного подхода к познанию процессов, происходя­щих в природе, обществе и мышлении; исследование процессов само­организации на различных уровнях развития материальных объектов; \13\активное изучение социальной деятельности и разработка деятельностного подхода к анализу общественных явлений; установление гене­тической связи самоуправления и управления с процессами самоорга­низации в природе и деятельностью в обществе; успешное познание содержания и механизма действия социалистического самоуправления народа.

Именно эти условия обусловили выбор методологических посылок, положенных в основу исследования. Эти посылки не являются абсолют­но новыми, но в своей совокупности к познанию самоуправления при­меняются, пожалуй, впервые. Их суть состоит в следующем:

  • в соответствии с диалектико-материалистической методологией необходимо рассматривать социальное самоуправление как явление ис­торическое, возникшее вместе с человеческим обществом и в конкрет­ных формах существующее на всех этапах его развития;
  • самоуправление в обществе есть особая функция целостных со­циальных объектов, проявляющая себя в деятельности отдельных инди­видов и их объединений, создаваемых для достижения общезначимых целей;
  • самоуправление и управление составляют единство двух взаимополагающих и диалектически противоречивых сторон единого процесса осознанного регулирования людьми своей деятельности.

 Научная новизна диссертации. На основе предложенных методоло­гических посылок в ней делается попытка реализовать ретроспектив­ный взгляд на самоорганизацию и деятельность как способы прогрес­сивного развития материальных систем, на самоуправление и управле­ние, как особые функции, регулирующие самоорганизацию и деятель­ность; исследуются генезис, сущность, основные этапы и тенденции развития социального самоуправления, а также социалистического са­моуправления, как его исторического типа.

\14\ Поставленные в диссертации проблемы являются дискуссионными. Да иначе и не может быть на современном этапе их исследования. По­этому мы избираем путь, который Ф.Энгельс считал вполне оправдан­ным. «Мы оставляем в покое недостижимую на этом пути и для каждого человека в отдельности «абсолютную истину» и зато устремляемся в погоню за достижимыми для нас относительными истинами по пути по­ложительных наук и обобщения их результатов при помощи диалектиче­ского мышления»[viii].

 На защиту выносятся следующие положения:

  • самоорганизация, являющаяся способом существования матери­альных систем, которые находятся в процессе прогрессивного разви­тия, изменяется вместе с изменением этих систем;
  • деятельность людей есть высшая социальная форма самооргани­зации;
  • самоуправление и управление представляют собой два диалек­тически противоречивые и взаимосвязанные процесса, одновременно возникающие на определенном этапе прогресса самоорганизации. В спе­цифической форме они проявляют себя в обществе, являясь способами осознанного регулирования деятельности;
  • сущность самоуправления и управления в обществе относитель­но устойчива. На одном уровне она является для них единой, на дру­гом, менее глубоком уровне - различной, что и объясняет их диалек­тическую противоречивость;
  • процесс осознанного регулирования человеческой деятельности есть процесс постоянного возобновления и разрешения противоречия между самоуправлением и управлением;
  • \15\необходимо отличать социалистическое самоуправление народа как исторический тип сознательного регулирования общественной жизни от социалистического самоуправления как функции отдельных граждан и социальных общностей;
  • в работе сформулированы и выносятся на защиту определения деятельности, самоуправления, управления, социалистического само­управления народа, дисциплины и некоторые другие. Предлагаются критерии классификации, характеристика основных принципов социа­листического самоуправления народа и некоторые рекомендации по их реализации.

 Апробация работы. Содержание и выводы диссертации стали предметом обсуждения на заседаниях кафедр общественных наук Во­енной академии бронетанковых войск имени Р.Я.Малиновского, тео­ретической конференции в Военно-политической академии имени В. И. Ленина, а также заседаний кафедры философии для гуманитарных факультетов Ленинградского Государственного университета имени А.А.Жданова. Учитывая, что слушатели академии бронетанковых войск курс марксистско-ленинской философии изучают не впервые, а знания его основ получили в высших военных училищах, ряд аспектов диа­лектики управления и самоуправления в обществе и специфики ее проявления в армии был обсужден с ними в ходе лекций, семинаров и индивидуальных собеседований. При этом обращалось особое вни­мание на связь теоретических выводов с практикой управления под­разделениями и воинскими частями.


Продолжение на стр.  http://ruidea20.ru/index.php/section-blog/34-2011-07-12-15-20-22/82--2



[i] См.: Абалкин Л. Полный хозяйственный расчёт // Правда. 1986. – 12 декабря; Амвросов А. Социалистическое самоуправление народа // Экономическая газета. – 1986. – № 22. –  С. 15; Лукьянов А. Социалистическое самоуправление народа // Правда. – 1986. – 25 апреля; Тихомиров Ю. Самоуправление в экономике // Социалистическая индустрия. – 1986. – 4 июля; Барабашёв Г. Непосредственная демократия в системе социалистического самоуправления народа // Политическое самообразование.- 1985. – № 9. – С. 28-36; Бурлацкий Ф. Демократизация и самоуправление // Проблемы мира и социализма. – 1987. – № 8.- С. 57-61; Варламов К.И. Марксистско-ленинская концепция социалистического самоуправления народа // Вопросы истории КПСС. – 1986. – № 7. – С.18-32; Волков А. Социалистическое самоуправление народа: некоторые аспекты проблемы //Политическое самообразование. – 1986. – № I, - С. 21-29; Волков Ю.E. Развитие социалистического самоуправления народа // Вопросы философии. – 1987. – № 8. – С. 3-16; Ильинский И., Рожко И. Социалистическое самоуправление народа // Коммунист. – 1986. – № 2. – С. 35-45; Топорнин Б. Советское государство и самоуправление народа // Коммунист. – 1987. – № 6. – С. 80-89; Тихомиров Ю. Диалектика управления и самоуправления // Вопросы философии. – 1983. – № 8. – С. 18-30; Шендрик М.П., Митрохин В.И. Социалистическое самоуправление народа // Научный коммунизм. – 1986. – № 3. – С. 12-22.

 

[ii] См.: 0 коренной перестройке управления экономикой. Сборник документов. – М.: Политиздат, 1987. – 255 с.; Об индивидуальной трудовой деятельности: Закон Союза Советских Социалистических республик // Правда, 1986, 21 ноября; 0 дальнейшем совершенствовании партийного руководства Советами народных депутатов: Постановление ЦК КПСС // Правда, 1986, 30 июля.

 

[iii]  Белых А.К. Управление и самоуправление. – Л.: Наука, Ленингр.отд., 1972. – 209 с.; Вылегжанин Д.А., Артемов Г.П. Социальное самоуправление как общесоциологическая категория (к постановке вопроса) // Политическая система развитого социалистического общества. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1979. – C. II3-II9; Ильинский И.П. Социалистическое самоуправление народа. – М.: Мысль, 1987. – 237 с.; Лопата П.П., Петухов В.В. Созидательная сила социалистического самоуправления народа. – М.: Знание. - 1986.- 64 с.; Тихомиров Ю.А. Социалистическое самоуправление народа. – М.: Знание. – 1987. – 54 с.

 

[iv] Горбачёв М.С. О перестройке и кадровой политике партии. Доклад на Пленуме ЦК КПСС 27 января 1987 года // Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 27-23 января 1987 г. – М.: Политиздат. – 1987. – С. 26.

 

[v] См.: Афанасьев В.Г. Научное управление обществом (Опыт сис­темного исследования). Изд. 2-е, доп. – М.: Политиздат, 1973. – С. 34.

 

[vi] Большая Советская Энциклопедия. – 2-е изд. – Т. 38 // М.: Советская Энциклопедия. – 1955. – С. 28.

 

[vii] Большая Советская Энциклопедия. – Изд. 3-е. – Т. 22 // М.: Советская Энциклопедия. – 1975. – С. 549.

 

[viii] Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. – Т. 21 – С. 278.
-----------------------------------------------------------------------------------------------
 

                  ©  Авторские права защищены. Ссылка на текст обязательна.

Обновлено 13.07.2011 13:02  

Поделись с другом


Баннер

Случайная новость



15 марта 2012 года телевизионный канал, о котором я три года тому назад спрашивал не представляет ли он пятую колонну, направленную против целостности России, произвел на свет божий нечто для меня неожиданное. Он предложил своим зрителям результаты журналистского расследования под названием «Анатомия протеста» [1].

 

Я не буду заниматься литературными изысками, изобретать острые и остроумные обороты… Я назову только голые факты, которые привели авторы этой программы. Факты, которые подтвердили правоту моих рассуждений,  представленных в статьях под названиями:

 

1.  МАРИАННА МАКСИМОВСКАЯ. ОТКУДА У «РЫЖЕ-ОРАНЖЕВОЙ СКРОМНИЦЫ» ИЗ REN TV «

 

2. ПРЕЗИДЕНТОМ РФ СТАЛ ПУТИН В.В. И ХВАТИТ БУЗИТЬ! ПОДЧИНЕНИЕ БОЛЬШИНСТВУ – ПРИНЦИП ДЕМОКРАТИИ!

 

3. СОЛНЦЕ «БЕЛОПУЗЫРНОЙ» И «БЕЛОСТРУЖЕЧНОЙ» ДЕМОКРАТИИ В РОССИИ СКАТИЛОСЬ К ЗАКАТУ!

 

Итак, только голые факты:

 

- Протестные митинги в Москве стали результатом разработанных технологами Запада и реализованных при участии Посольства США в России сценариев.

 

- Основная часть участников «протестных акций» в Москве накануне и после выборов Президента России, бузотерила на улицах столицы за деньги (гастарба́йтерам[2] платили по 300-500 рублей, московским студентам до 3000 рублей за выход на место акции).

 

- Владельцы «маклерских контор» по организации «политических массовок» открыто говорили журналистам, что выполняли заказ. Назвать заказчиков никто не смог, так как они были анонимами. «Маклеры» откровенно хвастались, что при желании за час-полтора могут собрать в указанном месте и в определенное время (разумеется за деньги) до 3000 любителей халявы, чтобы те попрыгали, поорали и подёргались на «массовках» установленное количество часов. Их технологии отработаны, проверены, сбоев не дают. Об этом, в частности говорит «маклер» Роза Еникеева. (См. фото)

 

 

- На демонстрации «За Путина» около храма «Христа Спасителя» те же маклеры организовали сцены выдачи денег, сняли на видео, выложили их в Интеренете, представ как подкуп демонстрантов штабом В.Путина.

 

 

- На митингах в г. Москве появлялись люди, цель которых координировать действия «протестных массовок» в России:

 

Эрикенетт Лундберг – 1-й секретарь политического отдела посольства США.

 

Джемери стюард Ричардс – 2-й секретарь политического отдела посольства США.

 

Оба этих посольских чиновника на просьбы корреспондентов НТВ представиться ответили отказом, отвечать на вопросы не стали, ссылаясь на незнание русского языка. Первый секретарь посольства отвечал на немецком языке, пытаясь выглядеть гражданином ФРГ. Его спутники мешали вести видеосъемку, пытались выбить из рук журналистов камеры.

 

 

- В качестве основного координатора «белопузырной оппозиции» в Москве, как я понял, была  Лилия Шибанова – руководитель ассоциации «Голос». Через руки этой «базарной бабы» ежегодно из США поступают в Россию для проведения «политических массовок» более 100 миллионов долларов.  

 

– Да… Почему я говорю: «Базарная баба»? – Да потому, что на вопрос журналиста НТВ: «С какой целью Вы идете в посольство США?» - она трижды без стыда и совести заявила, уйдя от ответа и снимая корреспондента на мобильник: «Мы вас знаем, Вы снимаете порнофильмы!»

 

- Как понимать это? Как развязность, бескультурье этой и по виду развязной деревенской бабы? Или как доказательство, что разведка США в России успешно работает?