Российская идея: к поиску и обоснованию

Подолец Владимир Викентьевич

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Home Идея Ответственной свободы... Кто против? От теории идём к практике. Спорим, дискутируем. Подолец В. В. Российская идея – да! Но причём здесь синергетика?

Подолец В. В. Российская идея – да! Но причём здесь синергетика?

E-mail Печать PDF

Вопрос:

"Не кажется ли Вам, что недостаточно ещё известную синергетику (какие процессы она изучила в совершенстве?), мы превратили в моду, в фетиш?"

Ответ:

Должен Вам сказать, что незнание человечеством причин и механизмов самоорганизации (как и любого другого процесса) отнюдь не означает, что она перестает для нас существовать. Мы сплошь и рядом испытываем на собственном организме «травки», «травяные сборы», даже не подозревая о том, каковы те механизмы, которыми они на нас положительно или отрицательно воздействуют.

Синергетика, также как и её предвестница, неравновесная термодинамика, всё-таки обнаружили причину движения мира в сторону создания сложных неорганических и органических систем. Эта причина до тривиальности проста - асимметрия окружающего нас микро- и макромира.

 

Попытайтесь разделить кубометр атомов воздуха строго пополам. Вы обязательно потерпите неудачу. В одной половине кубометрового объёма атомов газа окажется больше, чем в другой. И, о боже(!), этого вполне достаточно, чтобы при строго определённых условиях начались процессы самоорганизации.

В условиях нашей планеты самоорганизация генерировала усложнение материальных систем и процессов. И, как это не прискорбно, самоорганизации просто не оставила сверхъестественным силам и богу места для вмешательства в дела земной природы. Оказалось, что термодинамика и синергетика больше делают для обоснования атеизма, чем в свое время сделали Французская буржуазная революция и марксизм.

Есть прекрасная и популярно написанная книга на эту тему: Питер Эткинс «Порядок и беспорядок в природе». - М.: 1988. (P.W.Atkins. The second low. – New York: 1984). Если Вы решитесь её прочитать, то испытаете ни с чем несравнимое удовольствие.

Диалектика, а марксизм сначала воспринял, а затем развил её положения, видит источник движения в той же асимметрии, а именно во взаимодействии несовпадающих друг с другом противоположностей. И что тут может нас смущать?

Синергетика просто в опыте и эксперименте доказала справедливость философских выводов марксизма и его диалектических предшественников. Другое дело, что, как плохие ученики, известные сторонники марксизма неудачно решили ряд задач с применением «теорем» диалектики.

Ряд моих собеседников ищет в природе и обществе «скачки» и их причины. Это значит, что, выступая против марксизма, они остаются марксистами. Один из великих диалектиков сказал: «В природе нет «скачков», поскольку она сплошь состоит из «скачков»». Прогрессивные процессы, как правило, эволюционны. Качественные «скачки» в них имеют место, но они не разрушают системы и её жизнеспособных основных элементов.

Взрывные (катастрофические) «скачки» в обществе придумали люди, как теоретическое оправдание революций. Но «взрывы» 1789 года во Франции, как и 1917 года – в России, - привели к огромным людским потерям, разрушению материальных ценностей, возвращению, через четверть века авторитарных форм правления. Названия «новых» режимов несколько изменились, слегка преобразовались формы, но сущность осталась прежней. Что касается природных катастроф и катаклизмов, то и они лишь иногда, и только в земных, уникальных условиях, способствуют прогрессивным процессам самоорганизации.

Вы говорите о «моде» на синергетику. «Мода» (как результат инстинктивного подражания людей друг другу), быть может, и тешит душу некоторых «теоретиков» синергетики. Но, как правило, увлеченные модой люди науки обречены на неудачу.

Синергетика как теория самоорганизации - это, простите, - навсегда. В конце концов, может исчезнуть название этой области знания, но процесс, который она обнаружила, исчезнет вместе с гибелью нашего могучего «Ра».

И последнее. Синергетика позволяет нам представить «Новую Философскую Картину движения». Открытия Коперника много стоили. Он понял, как расположены относительно друг друга два десятка небесных тел. А чтобы Вы сказали об открытии взаимного расположения огромного многообразия форм движения относительно друг друга? Или здесь наукой не пахнет? А я намекнул в статье, что «Новая Философская картина движения» уже графически представлена столь же строго, как и небесная картина мира. Теперь я вполне готов представить её желающим увидеть.

---------------------------------------------------------------------------

© Авторские права защищены. Ссылка на данный текст обязательна.

 

Обновлено 21.06.2012 14:23  

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поделись с другом


Баннер

Случайная новость

Какая судьба ожидает современную Украину?  Ответ этот вопрос должен опираться на учение о диалектике самоуправления и управления в обществе.

Напомню основные положения этого учения, которые до сих пор не усвоены философами, социологами, политологами и политиками современной России!? 

Первое. Регулирование социальной самоорганизации, или деятельности людей, есть целостный системный процесс.

Второе! Управление и самоуправление являются двумя сторонами этого целостного процесса, или, говоря иначе, двумя его диалектическими противоположностями!

Третье! Самоуправление не есть частный случай управления, хотя корень у двух произнесенных мною слов общий.

Четвертое! Как две противоположности самоуправление и управление везде, всюду, противостоят друг другу, взаимодействуют, конфликтуют, а иногда открыто воюют друг с другом.

Пятое! Конфликт между самоуправлением и управлением может быть кратким и долгим, но не может быть вечным. Он обязательно разрешиться. Итогом будет либо победа одной из сторон, либо их мир, компромисс, согласие.

Даже самое безболезненное разрешение  этого конфликта приводит к временному регрессу самоорганизующейся системы. Но очень часто оно завершается катастрофой. Способ разрешения данного конфликта зависит от условий самоорганизации целостной системы, как внешних, так и внутренних.

Простой, если не примитивный, пример.

Живет вполне благополучная, не слишком глупая и не слишком умная. Семья Анны Карениной, помните одноименный роман Льва Толстого?

Каренин Алексей Александрович – мужская половина семьи, Анна – женская ее половина. Главой семьи является муж. Он управляет основными сторонами её жизни. Жена не возражает, чувствуя себя самоуправляемой внутри дома. Она не очень вмешивается в воспитание сына, поручив его добродетельной сестре мужа. Типичное для православной семьи XХI века распределение ролей. Говоря же философским языком, противоречие между самоуправлением и управлением, разрешено здесь в пользу управления, осуществляемого мужем; доля самоуправления Анну вполне устраивает, семья, как самоорганизующаяся система, живет спокойно… Она стабильна! Без стабильности, заметим попутно, прогресс любой материальной системы невозможен. Взрыв стабильности, как правило, ведет  к её регрессу.

Так случилось и с семьей Карениных! На сцене появился граф Алексей Вронский – молодой красавец. С философских позиций – сплошная проза. Изменилось всего лишь одно из внешних условий, существования самоорганизующейся и саморегулируемой системы, коей является семья.

Однако, в жизни, это – породило взрыв чувств, драматические коллизии и трагическое разрешение конфликта. Как художник Лев Толстой показал это прекрасно. Но он не ставил цели понять  философской сути конфликта, между вдруг возникшим, истерическим стремлением к самоуправлению Анны и волевым управленческим воздействием её мужа – Алексея Каренина. Бросившись под поезд, Анна разрешает конфликт. Стабильность семьи Карениных, конечно, восстановится со временем, но на новой основе.

А что твориться в современном русском мире? Давайте поразмыслим.

До февраля 2014 года он жил и существовал как относительно стабильная система. Несмотря на некоторые неурядицы функционировал СНГ. Каждая из стран этого союза управлялась своим государством. Достаточно спокойно жила Украина. Настаивала на своей унитарности и самостийности. Россия,  даже в ущерб своим материальным интересам,  пыталась поддержать ее стабильность, дружбу между братскими народами.

К сожалению, мы недооценили степень вмешательства США, как внешнего фактора, как в жизнь России, так и в процессы самоорганизации братской страны. Четверть века с помощью купленных США и Западом СМИ на Украине разжигалась национальная ненависть к России. Одновременно, школы, вузы страны и созданные Западом «некоммерческие организации» превращали эту ненависть в практические действия. На западе страны открыто создавались и тренировались военизированные отряды, неподконтрольные органам власти.

Взаимодействие диалектических противоположностей в русском мире стало последовательно разворачиваться по известной логике, давно описанной в сотнях учебников. Вот ступени этого развертывания:

  • «Сходство-различие» (1 ступень),
  • «развертывание диалектического противоречия» (2 ступень), -  несогласия по поводу членства в СНГ, нефтяной транзит, различия в мировом статусе и т. д.
  • «конфликт» (3 ступень)… Он начат стремлением Украины вступить в Европейский союз и НАТО и очередным предвыборным Майданом..
  • разрешение конфликта противоположностей, конфликта - Путч, свержение законной власти, начало гражданской войны на юго-востоке Украины – это уже четвертая ступень. К слову сказать, это лишь очередной эпизод в борьбе противоположностей свойственных служебно-домашними в прошлом и эгоистическими (США – Западная Европа - Украина сегодня) цивилизациями.

Каковы перспективы разрешения этого конфликта???

В украинской смуте проявляют себя следующие пути разрешения противоречий между самоуправлением отдельных социальных сил (а их много) и управлением со стороны хилого государства.

1 путь. Гражданская война. Украинский фашизм при поддержке Запада развязал её, встретившись с активным нежеланием Крыма и сразу нескольких восточных областей Украины поддержать фашизм.

2 путь. Разгул охлократии. Охлократия – это власть толпы. Она обычно появляется в период социальных смут (Украина не исключение). Здесь она опирается на финансовую подпитку олигархов и незаконно созданные в стране формирования фашистского толка. Около двух десятков батальонов, подчиняющихся олигархам, но не центральной власти поддерживают, организуют и оплачивают разгул спортивных «фанатов», подростковой, почти детской преступности, отморозков без элементарного правового образования и морали.

Власть толпы для молодых недоумков, науськанных проамериканскими провокаторами, упоительна. Дать ей отпор сможет в перспективе только военная сила. Пока, создавая под шумок аппарат фашистской диктатуры, режим П.Порошенко сотрудничает с ней. Со временем часть отморозков оно поставит в нацистский строй,  а  полных придурков разгонит по домам или просто уничтожит… Новое оружие, получаемое из США, Петр Порошенко использует, сначала, для этого, а уж затем для продолжения гражданской войны. Не зря  копаются рвы…

3 путь. Демократия прозападного толка, идеологической основой которой является ложь, провокации, террор, внеправовое применение насилия, мародерство и подготовка третьей мировой войны, глобальной смуты и хаоса.

В данный момент США и Запад открыто поощряют каждый из этих вариантов разрешения противоречий на Украине и сделают ставку на более дешевый. Скорее всего, на третий.

Рвущиеся к власти горе политики Украины не замечают только того, что от лицемерной американской демократии постепенно отворачиваются всё новые народы и государства. Поэтому, поставив на демократическую клячу США, Украина явно ошиблась. Выйдет «себе дороже».

Так, на мой взгляд, выглядят основные пути разрешения диалектических противоречий между самоуправлением и управлением в русском мире и на Украине в настоящий момент.

В заключение отмечу,  что знание Закона единства и взаимодействия противоположностей, как и выводов синергетики, позволяет нам предвидеть то, на что настроена гегемонистская политика США и планировать ответные шаги России… Но… Диалектику технари в нашем МинОбрнауки угробили, а близкую к ним синергетику – почти техническое знание не поняли и не освоили…

Вот он – итог пренебрежения к единственному в мире научному философскому знанию.