Российская идея: к поиску и обоснованию

Подолец Владимир Викентьевич

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Предложения со стороны.

Подолец В.В. Национальная идея. - Нужна ли она России?!

E-mail Печать PDF

Вопрос этот является отнюдь не риторическим. Два десятилетия бурлит на огромном «постсоветском пространстве» «перестройка». В сфере политической кое-где срывается на путь крайнего национализма. Кто только не кричит сегодня о свободе, независимости, самобытности и исключительности своей нации или национальности, не винит в своих бедах (вспомним М. Саакашвили и некоторых современных политиков Прибалтики) представителей других народов.

Должен напомнить, что не Россия первой подняла флаг «полной независимости» и «суверенитета». Интернационализм и братство народов глубоко засели в российской душе, и она снисходительно прощала их оплату из своего нищающего кармана. Однако, историческая грандиозность происходящих в стране событий, «шокирующие» перемены во внутренней жизни и геополитической обстановке поставили и перед ней, наконец, вопрос о сущности и содержании национальной идеи.

Почти каждая из новых общественно-политических сил в стране нет-нет, да и столкнётся с этим вопросом. Путин В.В. в выступлении перед своими доверенными лицами накануне Президентских выборов 2004 года не преминул специально высказаться по этой теме. «Конкурентоспособность» во всех областях жизни – экономической, политической и других – вот, в чём видит он смысл «национальной идеи». Подчеркнув, что такой он видит российскую идею именно «сегодня», точки он не поставил. А через некоторое время прямо задал вопрос Сергею Капице, которого принимал в Кремле: «Где национальная идея?». Увы, блестящий естествоиспытатель не смог ответить на этот вопрос, хотя, во-первых, пытался; а, во вторых, не отрицал правильности постановки вопроса.

Я склонен утверждать, что так называемая «русская идея», тем более опирающаяся на экстремистские лозунги и военизированные организации, нашему многонациональному народу не нужна. Опасно вести речь о ней в стране, представившей свою огромную территорию почти двум сотням самых разных национальностей.

Конечно, «русская идея», тем более на почве неправедного обогащения немногих, бегства капиталов заграницу, экономических и бытовых проблем, возмущений граждан размороженными коммуникациями и невыплаченным заработком, засильем «южан» в коммерческих структурах, рыночной торговле и т. д., возникнуть может. Однако её носителями в политике, скорее всего, будут национализм и великодержавный шовинизм, сопровождаемые благозвучным аккомпанементом оговорок о вечной любви к другим народам.

Если же вспомнить об истоках популярного сочетания слов «русская идея», то их можно обнаружить в работах известного российского философа, писателя, публициста Владимира Сергеевича Соловьева (1853-1900 гг.) и в одноимённой работе Николая Александровича Бердяева (1874-1948 гг.).

Бердяев Н.А. увидел корни «русской идеи» в «творческом эсхотологизме». Кто помнит теперь, а что это, собственно, означает? Я уверен, что в наши дни большинство россиян не столь религиозны и философски озабочены, чтобы вернуться к покрытым мощным теологическим налётом бердяевским суждениям. Да и действующий политик, как мы постоянно наблюдаем, ищет в национально-государственной идее отнюдь не глубоких теоретических обоснований. Ему нужны практически ценные, ясные и эмоционально привлекательные лозунги, способные сплотить постепенно выбирающуюся из состояния духовного смятения нацию.

Размышляя о российской идее, нельзя не учитывать того духовного раскола, который поразил наше общество в период так называемой «шоковой» экономической терапии. Коснулся он даже наиболее консервативной части научной и философской интеллигенции. Кое-кем буквально в одночасье было отброшено идейное наследие советского прошлого. А в нем, между тем, присутствовали настоящие кладези ценных мыслей.

Естественнонаучники, социологи, политики, средства массовой информации с едким скепсисом стали относиться не только к «составным частям», но и к «теоретическим источникам» марксизма. «Взрывчатый динамизм русского народа», «русский нигилизм» и «русский анархизм», о которых в свое время говорил Н.А.Бердяев, снова ввергли нас в пучину нелепых крайностей. «Ломать,- как говорят, - не строить». Уничтожили старую идейную основу общества, забыв предварительно предложить строго обоснованную и выверенную новую.

Кое-кто из современных теоретиков и политиков напрочь забыл, что на уровне эмпирического опыта, эмоциональных всплесков и догадок никакой «русской», «российской» или иной национальной идеи «не сваришь». Но уподобиться хозяину, который «зажигая огонь, …наполнял свой дом дымом, но не озарял его светом», вполне сможешь. Тут я процитировал слова П.Абеляра – мыслителя очень известного.

Между тем, я – лично, диву даюсь, как некоторые из наших современных теоретиков и политиков, закончив ВУЗы и защитив диссертации, в одночасье забыли, что именно наука и философия давали всегда и предлагают сегодня, почти всё для того, чтобы заложить основы, понять сущность и содержание российской, да и не только российской идеи.

Меня, и не только меня, беспокоит одно внутреннее убеждение. Выражаемое кое-кем пренебрежение к теоретическим основам национальной идеи сегодня ещё может «сойти с рук», пройти незаметно и, как может показаться, безболезненно. Но – только сегодня. Только – временно. Метаться в штормовом океане мировой цивилизации «без руля и без ветрил» и опасно и слишком расточительно. Можно однажды нарваться на рифы. Так уж не раз было.

А что касается сущности и содержания национальной идеи, то, на мой взгляд, вполне обыкновенный и не лишённый здравого смысла гражданин нашей страны склонен к восприятию, скорее всего, общероссийской идеи. Ну, а уж если волей судьбы он оказался теоретиком, то, как чёрт от ладана, должны бежать от особой русской идеи, поскольку требование конкретности истины должно быть ему известно. В истине, как и во всякой ценной идее, отражается именно данный момент развития вещи или процесса. Российская идея, если она искренне склонна претендовать на своевременность и жизнеспособность, не является исключением.

К слову сказать, в своё время идея (а лозунг – это идея): «За Родину! За Сталина!» - прекрасно выражал сиюминутные потребности воюющего за свою свободу народа и работал не плохо. Нельзя не признать, что большинством народа в свое время была воспринята коммунистическая идея. И, как не крути, вокруг нее вращалась жизнь половины человечества более столетия.

Итак, нужна ли России общенациональная идея? – Нужна! Нужна, как глоток свежего воздуха в покрытом смогом мегаполисе. При этом, она должна быть строго теоретически обоснованной, связанной с деятельностью людей и направленной не только на удовлетворение потребностей сегодняшнего дня, но и на поиск отдаленных жизненных ориентиров.

Российская идея для нашего общества - это не просто научное определение тенденций его развития, но и фактор, мобилизующий граждан на достижение общезначимых целей.

Словно набатный колокол должна она звать к активным, созидательным действиям. И слышать её на бескрайних просторах нашей страны должны «и стар, и млад». Лишь в этом случае сможет она стать по-настоящему стабилизирующим и побуждающим к активной деятельности духовным фактором.

http://www.otkpblto.ru/index.php?showtopic=5973&st=60

Обновлено 30.03.2011 14:45
 

Подолец В.В. Об одной проблеме и алгоритме её решения....

E-mail Печать PDF

 

Виктор Сорокин.

Цитата:

"проблемы формулировать мы и сами мастера. Разгребать это ... как будем, … с каким инструментом??? Давайте найдем… рецепты-алгоритмы решения проблем воспитания…

Ответ:

Я приветствую последнее высказывание Виктора Сорокина, с которым ранее частенько был не согласен.

 

Один уважаемый мною мыслитель одну из проблем (реально существующих противоречий, требующих разрешения), с которых надо начинать преобразование общества, сформулировал так: дети - взрослые. Он же предложил рецепт (алгоритм) решения проблемы: "привлечение детей к посильному общественно полезному труду с самого раннего возраста".

Обновлено 28.06.2011 12:17
 

Подолец В.В. Школа должна быть вторым родным домом ученика

E-mail Печать PDF



На сайте молодых журналистов в Интернете прочитал статью «ШКОЛА…»

Ученица 9-10 класса, стремящаяся стать журналисткой, пишет о реальной «дедовщине» в средней школе, где она учится. Обстановка представляется ей ужасной. И все-таки заканчивает статью она достаточно оптимистично: «Я надеюсь, что для меня школа останется вторым домом (пока это так и есть), а не местом унижений и насильства».

Вот, что я написал в своем комментарии.

С удовольствием вернулся в прошлое, прочитав статью.

Похоже, мне здорово повезло. Я отучился в такой школе и с такими ребятами, у которых описанных проблем просто не возникало. Из 52 суворовцев 1952 года выпуска (первый раз заметил это удивительное совпадение) - 11 золотых и 14 серебряных медалистов. Учеба, физические и интеллектуальные игры, ежемесячное посещение театров, 100% спортсмены 1-3 разрядов. Ежегодно - летние спортивно-оздоровительные лагеря.

А главное, каждый из нас и каждый день, ставил пред собой вопрос: "Зачем я здесь, в школе"?.. И твердо знал на него ответ!

Трудно эту "тривиальную" мысль держать в детской голове, но мы почему-то держали.

Проблемы созерцания чужих тряпок для нас не существовало... А детские шалости были в основном добрыми.

И что интересно? - Какими мы были в школе, такими, за единичными исключениями, остались и в жизни.

"Свежо предание, да верится с трудом!" - скажете вы.

Да, конечно, это была не обычная школа, а Сталинградское СВУ, созданное в 1943 году, страшнейшем году для Советского Союза.

Всегда и в любом месте, отвечайте себе на вопрос: "С какой целью я здесь?" и реализуйте её. Человек без цели, его возвышающей, - "дерьмо"!

Простите за нравоучительный совет!

С уважением...

http://www.journalist-pro

© Авторские права защищены. Ссылки на данный текст обязательны.

Обновлено 20.03.2011 14:38
 

Подолец В.В. Почему идея "российская", а не "русская?"

E-mail Печать PDF

Меня часто спрашивают: «Почему мы обсуждаем не Русскую идею, а Российскую? А иногда награждают грубым упрёком: «...что, общечеловеки и здесь завелись?

Вот мой ответ:

Существует русская национальность, к коей принадлежите Вы, я, он… Но русской нации – не существует. Существует российская нация, состоящая из людей более, чем 150 национальностей. Насчитывает она около 145 миллионов человек. В среднем Поволжье – огромную долю населения составляют, к примеру, татары. Так что? Может быть, учитывая Ваше недоумение, лишим их права исповедовать российскую идею, как идею многонациональную? Отобьём у них интерес жить в мире и добром соседстве с людьми русскими?

Я – против! Я за то, чтобы изгнать с наших рынков незарегистрированных, не получивших виз, не платящих налогов мигрантов. Они действительно изнутри разрушают российскую нацию. Но ведь им помогают наши русские жулики, которые незаконно нанимают их на работу, платят неучтённую зарплату, и скрывают от налоговиков свои воровски полученные доходы.

К сожалению, как показывают события последних лет, за теретиками и практиками "русской идеи", даже если они и рядятся в благопристойные одежды, чаще всего скрываются экстремистские помыслы, за которыми следуют соответствующие организационные формы и действия, типа несанкционированных митингов, пикетов, хулиганских выходок и массовых драк.

Между тем, в домах рядом с этими шумными побоищами живут нормальные люди, спят грудные дети, лежат в постелях больные женщины, старики, наши деды и бабушки... Возникает вопрос: "Ну и кому это надо?!"

© Авторские права защищены. Ссылки на данный текст обязательны.

 

 

Обновлено 28.06.2011 12:21
 

Подолец В.В. Перед кем моя свобода должна отвечать?

E-mail Печать PDF

Дорогие мои коллеги! Масса предложений, и самых разных, о смысле и форме российской идеи напомнили мне эпизод из какого-то старого кинофильма. Пожилой казах, мелкой рысцой передвигающийся на коне, с огромным рвением нарушает тишину бескрайней степи какой-то странной песней. Спутник спрашивает его: «Что это за песня?» Беспечный казах отвечает: «Что вижу, то – пою!»

Мир вокруг, Россия и российская жизнь – многомерны и многокрасочны. А участников и наблюдателей этой жизни, таких, как мы с Вами, бесконечное множество. Если каждый будет петь «о том, что видит» и каждую спетую фразу объявлять элементом российской национально-государственной идеи, ничего у нас не получится, как ничего не вышло у героев басни И.Крылова, которые «затеяли сыграть квартет».

За многообразием явлений всегда скрывается сущность. Познание сущности – цель научного и философского знания. Но, что это я говорю Вам избитые истины?

Так вот!

Во-первых. В российской идее не могут не быть представлены, более того должны отражаться следующие вещи:

- наиболее существенные стороны бытия народа;

- стремление заглянуть в будущее природы и общества, которые развиваются по объективным законам;

- некая отдалённая цель - либо деятельности, либо поведения - позволяющая и законы мира соблюсти и, простите, «шкурные интересы» гражданина и обывателя учесть.

Во-вторых. В российской идее в краткой и ясной форме должно быть выражено главное, о чем «вы поёте». Поёте с большим чувством и рвением.

В-третьих. Главное в российской идее – Свобода, ограниченная Ответственностью.

Как правило мне задают вопрос: "Перед кем неминуемо наступает ответственность личности?"

Отвечаю:

- Перед законами природы.

- Перед правовыми актами, принятыми государством.

- Перед – нравами и традициями, общественным мнением и менталитетом общества, в котором мы живем.

- Перед религией, которую мы исповедуем.

- Перед собой и своей совестью.

Об этом на нашем Форуме вы достаточно много и красочно писали. А мы возьмем и скажем коротко и ясно:

РОССИЙСКАЯ ИДЕЯ ЕСТЬ ИДЕЯ ОТВЕТСТВЕННОЙ СВОБОДЫ. - Всё!

© Авторские права защищены. Ссылки на данный текст обязательны.

 

Обновлено 28.06.2011 12:28
 


Страница 1 из 2

Поделись с другом


Баннер

Случайная новость

Какая судьба ожидает современную Украину?  Ответ этот вопрос должен опираться на учение о диалектике самоуправления и управления в обществе.

Напомню основные положения этого учения, которые до сих пор не усвоены философами, социологами, политологами и политиками современной России!? 

Первое. Регулирование социальной самоорганизации, или деятельности людей, есть целостный системный процесс.

Второе! Управление и самоуправление являются двумя сторонами этого целостного процесса, или, говоря иначе, двумя его диалектическими противоположностями!

Третье! Самоуправление не есть частный случай управления, хотя корень у двух произнесенных мною слов общий.

Четвертое! Как две противоположности самоуправление и управление везде, всюду, противостоят друг другу, взаимодействуют, конфликтуют, а иногда открыто воюют друг с другом.

Пятое! Конфликт между самоуправлением и управлением может быть кратким и долгим, но не может быть вечным. Он обязательно разрешиться. Итогом будет либо победа одной из сторон, либо их мир, компромисс, согласие.

Даже самое безболезненное разрешение  этого конфликта приводит к временному регрессу самоорганизующейся системы. Но очень часто оно завершается катастрофой. Способ разрешения данного конфликта зависит от условий самоорганизации целостной системы, как внешних, так и внутренних.

Простой, если не примитивный, пример.

Живет вполне благополучная, не слишком глупая и не слишком умная. Семья Анны Карениной, помните одноименный роман Льва Толстого?

Каренин Алексей Александрович – мужская половина семьи, Анна – женская ее половина. Главой семьи является муж. Он управляет основными сторонами её жизни. Жена не возражает, чувствуя себя самоуправляемой внутри дома. Она не очень вмешивается в воспитание сына, поручив его добродетельной сестре мужа. Типичное для православной семьи XХI века распределение ролей. Говоря же философским языком, противоречие между самоуправлением и управлением, разрешено здесь в пользу управления, осуществляемого мужем; доля самоуправления Анну вполне устраивает, семья, как самоорганизующаяся система, живет спокойно… Она стабильна! Без стабильности, заметим попутно, прогресс любой материальной системы невозможен. Взрыв стабильности, как правило, ведет  к её регрессу.

Так случилось и с семьей Карениных! На сцене появился граф Алексей Вронский – молодой красавец. С философских позиций – сплошная проза. Изменилось всего лишь одно из внешних условий, существования самоорганизующейся и саморегулируемой системы, коей является семья.

Однако, в жизни, это – породило взрыв чувств, драматические коллизии и трагическое разрешение конфликта. Как художник Лев Толстой показал это прекрасно. Но он не ставил цели понять  философской сути конфликта, между вдруг возникшим, истерическим стремлением к самоуправлению Анны и волевым управленческим воздействием её мужа – Алексея Каренина. Бросившись под поезд, Анна разрешает конфликт. Стабильность семьи Карениных, конечно, восстановится со временем, но на новой основе.

А что твориться в современном русском мире? Давайте поразмыслим.

До февраля 2014 года он жил и существовал как относительно стабильная система. Несмотря на некоторые неурядицы функционировал СНГ. Каждая из стран этого союза управлялась своим государством. Достаточно спокойно жила Украина. Настаивала на своей унитарности и самостийности. Россия,  даже в ущерб своим материальным интересам,  пыталась поддержать ее стабильность, дружбу между братскими народами.

К сожалению, мы недооценили степень вмешательства США, как внешнего фактора, как в жизнь России, так и в процессы самоорганизации братской страны. Четверть века с помощью купленных США и Западом СМИ на Украине разжигалась национальная ненависть к России. Одновременно, школы, вузы страны и созданные Западом «некоммерческие организации» превращали эту ненависть в практические действия. На западе страны открыто создавались и тренировались военизированные отряды, неподконтрольные органам власти.

Взаимодействие диалектических противоположностей в русском мире стало последовательно разворачиваться по известной логике, давно описанной в сотнях учебников. Вот ступени этого развертывания:

  • «Сходство-различие» (1 ступень),
  • «развертывание диалектического противоречия» (2 ступень), -  несогласия по поводу членства в СНГ, нефтяной транзит, различия в мировом статусе и т. д.
  • «конфликт» (3 ступень)… Он начат стремлением Украины вступить в Европейский союз и НАТО и очередным предвыборным Майданом..
  • разрешение конфликта противоположностей, конфликта - Путч, свержение законной власти, начало гражданской войны на юго-востоке Украины – это уже четвертая ступень. К слову сказать, это лишь очередной эпизод в борьбе противоположностей свойственных служебно-домашними в прошлом и эгоистическими (США – Западная Европа - Украина сегодня) цивилизациями.

Каковы перспективы разрешения этого конфликта???

В украинской смуте проявляют себя следующие пути разрешения противоречий между самоуправлением отдельных социальных сил (а их много) и управлением со стороны хилого государства.

1 путь. Гражданская война. Украинский фашизм при поддержке Запада развязал её, встретившись с активным нежеланием Крыма и сразу нескольких восточных областей Украины поддержать фашизм.

2 путь. Разгул охлократии. Охлократия – это власть толпы. Она обычно появляется в период социальных смут (Украина не исключение). Здесь она опирается на финансовую подпитку олигархов и незаконно созданные в стране формирования фашистского толка. Около двух десятков батальонов, подчиняющихся олигархам, но не центральной власти поддерживают, организуют и оплачивают разгул спортивных «фанатов», подростковой, почти детской преступности, отморозков без элементарного правового образования и морали.

Власть толпы для молодых недоумков, науськанных проамериканскими провокаторами, упоительна. Дать ей отпор сможет в перспективе только военная сила. Пока, создавая под шумок аппарат фашистской диктатуры, режим П.Порошенко сотрудничает с ней. Со временем часть отморозков оно поставит в нацистский строй,  а  полных придурков разгонит по домам или просто уничтожит… Новое оружие, получаемое из США, Петр Порошенко использует, сначала, для этого, а уж затем для продолжения гражданской войны. Не зря  копаются рвы…

3 путь. Демократия прозападного толка, идеологической основой которой является ложь, провокации, террор, внеправовое применение насилия, мародерство и подготовка третьей мировой войны, глобальной смуты и хаоса.

В данный момент США и Запад открыто поощряют каждый из этих вариантов разрешения противоречий на Украине и сделают ставку на более дешевый. Скорее всего, на третий.

Рвущиеся к власти горе политики Украины не замечают только того, что от лицемерной американской демократии постепенно отворачиваются всё новые народы и государства. Поэтому, поставив на демократическую клячу США, Украина явно ошиблась. Выйдет «себе дороже».

Так, на мой взгляд, выглядят основные пути разрешения диалектических противоречий между самоуправлением и управлением в русском мире и на Украине в настоящий момент.

В заключение отмечу,  что знание Закона единства и взаимодействия противоположностей, как и выводов синергетики, позволяет нам предвидеть то, на что настроена гегемонистская политика США и планировать ответные шаги России… Но… Диалектику технари в нашем МинОбрнауки угробили, а близкую к ним синергетику – почти техническое знание не поняли и не освоили…

Вот он – итог пренебрежения к единственному в мире научному философскому знанию.